Вестерны в СССР любили, несмотря на то, что с 60-х по конец 80-х в прокате было только два заметных образца с родины жанра - "Великолепная семерка" и "Золото Маккенны". Так что за Дикий Запад чаще отдувались югослав Гойко Митич и француз Пьер Брис в фильмах "про индейцев". Несомненно, как исполнитель, югославский "индеец" был гораздо популярнее "индейца" французского. Зато из более чем десятка лент известной серии о Виннету целых шесть (две - объединены в один фильм) были показаны в СССР. Так что вождь апачей Виннету успешно соперничал в популярности с вождями Чингачгуком и Зорким Соколом.
Прокатная судьба фильмов о Виннету в СССР запутана и нелогична. Почему-то первыми показали в 1968-м четвертый фильм серии "Виннету - вождь апачей" (1964) и восьмой - "Олд Шурхэнд. Часть 1" (1965) под названием "Верная Рука- друг индейцев". А начало саги "Сокровище серебряного озера" (1962) вышел в СССР только в 1974-м. Укороченные вторая и третья части - "Виннету. Часть 1" (1963) и "Виннету - сын Инчу-Чуна. Трубка мира" (1963) - в 1975-м в виде двухсерийного фильма. "Среди Коршунов" (1964) - в 1980-м. Больше половины картин серии в СССР вообще не попали. Правда, надо все-таки отдать должное нашим закупщикам - пусть и в странном порядке, они приобрели самые удачные ленты кино-сериала.
Не все знают, что совместные постановки ФРГ и Югославии по романам Карла Мая - самый ранний успешный проект европейского вестерна! Первый фильм серии вышел за два года до легендарной "Пригоршни долларов" Серджио Леоне, положившей начало сумасшедшей моде на спагетти-вестерны. Да и студия "Дефа" из ГДР начала снимать кино "про индейцев" в 1966-м явно под влиянием успеха "вождя апачей", а Гойко Митич до славы главного "индейца" соцлагеря засветился в эпизодах фильмов ...о Виннету. Так что в истории европейского вестерна сага о благородном вожде и его друзьях - важное, отнюдь не рядовое явление!
Конечно, мы, мальчишки 70-80-х, знать не знали такие подробности - просто с удовольствием (и не по одному разу) бегали на очередную серию увлекательных приключений - и ни разу не остались разочарованными. В целом, фильмы о Виннету сделаны добротнее, крепче, чем фильмы с Гойко Митичем - все-таки и бюджеты повыше, и уровень постановки "западный", меньше обличений "бледнолицых"- и больше действия, эффектных погонь, перестрелок, драк и нападений на поезда. Успеху кино-саги способствовала и отличная музыка Мартина Бетхера, который еще до великого Эннио Морриконе создал свои мелодичные вариации на темы Дикого Запада.
Кинематографисты ФРГ и ГДР близки в трактовке индейской темы. Их герои храбры, благородны, честны - это не кровожадные "краснокожие", какими их чаще всего изображали на родине вестерна.
Правда, в вестернах из ФРГ, снятых в Югославии, у Виннету верные друзья-бледнолицые, большинство белых - приличные мирные соседи индейских племен, а враги - отребье, бандиты и корыстолюбивые богачи, готовые на все ради прибыли. В фильмах из социалистической ГДР, наоборот, приличный белый - скорее исключение, а основная масса американцев принципиально ненавидит индейцев.
Но и об этом мы в детстве не задумывались - просто увлеченно смотрели "фильмы про индейцев" (мы и слова "вестерн" тогда не знали), которые были прекрасной возможностью окунуться в мир ярких приключений на фоне потрясающей природы, поволноваться за благородных героев, порадоваться торжеству справедливости.
Не знаю, радуются ли сегодня юные зрители новым "Мстителям" так, как радовались мы в нашем советском детстве, видя на афише имена Пьера Бриса и Гойко Митича, Виннету и Чингачгука! Вполне вероятно, что своих "супергероев" мы любили больше...