Матрёна Никифоровна - мама, бабушка, прабабушка. Несмотря на преклонный возраст, она сохранила удивительную ясность ума и жизнелюбие. В мельчайших подробностях помнит свою длинную, нелегкую трудовую биографию, помнит детские годы. Она – обычная русская женщина, испытавшая на своем веку и радости, и горести. Ее судьба до боли похожа на судьбы многих людей, живших в страшное военное время, в тяжелые годы после окончания войны…
- Родилась я в многодетной семье Апосовых: мама - Анна Семёновна, папа - Никифор Иванович. Была шестым ребенком. Как и полагается, священник меня покрестил, нарекли Матрёной, - начала свой интересный рассказ Матрёна Никифоровна. - Мои родители были крестьянами. А уже в 1931 году, когда организовался колхоз «14 лет Октября», они, как и многие другие односельчане, стали колхозниками. И мы с сестренкой стали ходить в колхозные ясли. Мама трудилась в колхозе свинаркой. Да и нам, детям, тоже пришлось работать с малых лет. Мы с сестренками помогали маме – пасли свиней, начиная с дошкольного возраста. А после того, как пошли в школу, работы прибавилось втрое: работали на полях. Но это нам было не в тягость. Настоящая работа ждала нас впереди….
Когда началась Великая Отечественная война, мне было всего 12 лет. И в этом возрасте мы трудились в колхозе наравне с взрослыми: заготавливали сено, убирали хлеба с полей, молотили зерно. Помогали родителям как могли. Понимали, как тяжело приходилось маме, жалели ее, уважали. Как пояснила моя собеседница, несмотря на все сложности, обучение в школе она не бросала, продолжала с большим удовольствием учиться. В то время как старшим сестрам пришлось забыть о школе, чтобы больше времени работать в колхозе. Ну а Матрёна Никифоровна работала во время школьных летних каникул. Именно за этот самоотверженный труд ей было присвоено почетное звание «Труженик тыла». Она никогда не жаловалась маме, бралась за выполнение всех поручений, зачастую оставалась во время молотьбы зерна на рабочем месте с ночевкой.
- Когда война закончилась, мне было 16 лет, - продолжает рассказ моя собеседница. – Я получила аттестат об окончании 7 классов. А в 1946 году устроилась на работу в районный отдел народного образования секретарем. Там проработала три года. В 1949 году вышла замуж за Георгия Аверьяновича Золотых. С ним я познакомилась в клубе, на танцах. Он – обычный деревенский парень. Когда война началась, он бросил учебу в школе (4-й класс), стал учеником сапожника, выучился ремеслу. Потом поступил в ФЗО (школа фабрично-заводского обучения). Но там у него начались серьезные проблемы со здоровьем, и сестра забрала его к себе – на золотые прииски, где и жила. Поправив здоровье, он вернулся в Бею, где мы и познакомились. Устроился на работу токарем в МТС, а после трудился столяром в «Сельхозтехнике». Георгий Аверьянович, как и я, был коммунистом.
С мужем мы прожили 57 счастливых лет. Работали, на покосы ходили пешком, облагораживали усадьбу. Особенно трудные годы пришлись на послевоенное время. Даже хлеба было не купить. Бывало, приду в колхозную столовую, мне на руки выдают два кусочка хлеба и два стакана чая. А я чай оставляю, а хлеб несу домой – мужа кормить, - вспоминает со слезами на глазах Матрёна Никифоровна. – Но со временем все стабилизировалось. Семья наша стала жить хорошо. Муж – трудоголик, все умел делать, никакой работы не боялся. Скотину держали, картошки сажали много. Со временем накопили денег на первый велосипед, чтобы на покосы ездить, потом купили мотоцикл, а спустя несколько лет райком партии помог нашей семье в приобретении автомобиля.
Матрена Никифоровна несколько лет проработала в школьной библиотеке, потом – на метеостанции, а в 1966 году устроилась на работу в Бейское объединение «Сельхозтехника», трудилась в бухгалтерии. Это время она до сих пор вспоминает с особенной теплотой в голосе. - Примерно в 1970-м году в «Сельхозтехнике» укрупнили автопарк. Пригнали ни много, ни мало, а 70 автомобилей различных марок и моделей. В те годы как раз начиналось строительство Саяно-Шушенской ГЭС, и все мужчины, которые не смогли туда трудоустроиться, приезжали к нам, в «Сельхозтехнику», и работали водителями.
Помню, в тот год мы поехали на уборку урожая в Орджоникидзевский район, я была диспетчером, а после меня перевели на должность техника по горюче-смазочным материалам и авторезине. Здесь я проработала вплоть до ухода на заслуженный отдых. Работа Матрены Никифоровны заключалась в ведении учета расхода горючего по каждому водителю в отдельности. «Сельхозтехника» – это огромная в то время организация, в которой насчитывалось более двухсот работников. А кроме основной работы Матрена Никифоровна активно занималась общественной.
- Я была коммунисткой, а вообще коммунистов в нашем объединении было более 40 человек. Меня избирали секретарем парторганизации, председателем профсоюзной организации. Вместе с другими комсомольцами участвовала в создании и выпуске стенгазеты, организовала художественную самодеятельность. По праздникам выезжали в села района, а помогали нам клубные работники: Лидия Андреева и баянист Иван Рудаков. И на селе я также вела активную работу: почти всегда участвовала в выборах, в переписи населения. За всю мою деятельность неоднократно награждалась Почетными грамотами, - говорит Матрёна Никифоровна.
Даже уйдя на заслуженный отдых, эта замечательная женщина продолжала трудиться, никогда не сидела без дела: занималась благоустройством приусадебного участка, разведением цветов, ухаживала за домашним хозяйством (Буренку держала до тех пор, пока силы были, а после передала ее дочери Татьяне).
- Мое самое любимое дело – рукоделие. Ох, чего только я не навязала за свою жизнь. Когда здоровье стало подводить (подкосила смерть мужа в 2006 году) жила еще лет семь одна в своем доме, а после дочь забрала меня к себе, и здесь, в доброте и заботе, живу уже шесть лет. У дочки была целая тумбочка пряжи, так я всю ее использовала по назначению: навязала салфеток, носочков, варежек для всех моих родных. Жаль, но сейчас уже и зрение не то (несмотря на операцию), и руки… Шить и вязать научилась сама, и любовь к рукоделию передала своим дочерям - Людмиле и Татьяне. Внучки тоже любят рукодельничать, причем не только шьют и вяжут, но и прекрасно рисуют, - делится моя собеседница. У семьи Золотых семья всегда была на первом месте. Супруги вырастили замечательных дочерей, а когда те вышли замуж, продолжили помогать, чем могли. Старшей дочери в наследство достался дом, а младшей помогли выучить детей. Сегодня у Матрёны Никифоровны четверо внучек и семеро правнуков. Все ее навещают, уважают, любят.
- Живу я хорошо, в любви, в заботе. Дом у дочки благоустроенный, теплый. Вот было бы хорошо, если бы все так жили в старости. Правда, здоровье подводит, но это и понятно, возраст берёт свое. Не могу сегодня ни писать, ни читать, а ведь для меня это важно, ведь уже много лет я пишу стихи. Увлечение появилось еще во времена «Сельхозтехники». Мы сочиняли стишки для стенгазеты, и вот так, понемногу, увлечение переросло в нечто большее. Сегодня моими стихотворениями исписаны две общие тетради. Пишу на разные темы: поздравления для юбилеев, праздников, стихи о жизни, о животных, о природе…. Не раз мои стихи печатали в газете. Вот такая она, Матрена Никифоровна: добрая, ласковая, и очень интересная собеседница. На мой вопрос: «В чем секрет вашего долголетия?» ответила с удовольствием:
- С малых лет я была спокойным, неконфликтным ребенком, любила пошутить. И всю свою жизнь придерживалась одного негласного правила: не обидеть ближнего своего. А если такое ненароком случалось, то всегда очень переживала, и обязательно просила прощения. Еще важно – всегда следить за своим здоровьем, правильно питаться, заниматься спортом. Даже сегодня, в 90 лет, я делаю гимнастику, стараюсь как можно больше двигаться, хоть это и непросто. Если коротко: доброта, трудолюбие, любовь к ближним – вот и весь мой секрет долголетия, - улыбается Матрёна Никифоровна. Мы желаем Матрёне Никифоровне крепкого здоровья, бодрости духа еще на долгие-долгие годы, пусть каждый день согревает ее теплом и улыбками близких людей!
Материал газеты "Саянская Заря".