Родительский дом — маленький «уголок» детства в сердце каждого человека, бережно хранящий тепло маминых рук, ласку и заботу. Где бы мы ни были, мама всегда будет ждать и молить Бога о нашем здравии и благополучии.
Очень жаль, что не каждый ценит ее кропотливый труд и способен выгнать беспомощную старенькую мать из дома.
События восьмилетней давности, свидетелем которых мне пришлось случайно стать, на многие годы оставили след в памяти.
Снимала наша семья недорогую однокомнатную малогабаритную квартирку на восьмом этаже. Ребёнок только пошёл в первый класс, поэтому квартиру мы подыскали рядом со школой.
Я работала посменно, в перерыве мчалась в школу, чтобы забрать сынишку, доставить домой и покормить, затем возвращалась на службу. Мальчик с детства был самостоятельным.
Утром нам с сыном частенько встречалась маленькая худощавая пожилая женщина в сереньком шерстяном платочке, жившая в нашем подъезде. Я обратила внимание на взгляд ее серых, до боли печальных глаз. Соседка всегда вежливо здоровалась и интересовалась успехами моего первоклассника.
- Воспитывайте с раннего детства ребёнка, чтобы в старости не было обидно, -однажды произнесла она.
«Почему обидно?»- подумала я, не предав ее словам значения.
После работы мне приходилось частенько возвращаться поздно вечером. Однажды, придя домой, маленький сынок с порога произнёс:
- Мама, это очень плохо, когда взрослый выгоняет бабушку на улицу? Она ведь старенькая, защитить себя не сможет?
-О чем ты? Куда выгоняет? Кого? - удивленно спросила я.
- Дядя с девятого этажа сильно кричал, ругался и хлопал дверью сегодня вечером. Бабушку добрую, которая утром всегда с нами разговаривает, выгнал. Она в подъезде сидела и плакала. Открыв тихонько дверь, я все слышал, - ответил сынок.
Я открыла входную дверь и поднялась по лестнице наверх. Никого не было. Только на холодных ступенях лежало шерстяное покрывало, шуба из искусственного меха и стояла большая чашка.
«Странно, подъезд с кодовым замком, а кто-то на лестнице живет?»- пронеслась в голове догадка.
Прошло буквально пару недель.
Февраль-самый холодный и зимний месяц. Мороз в тот год стоял градусов двадцать, порывистый сильный ветер дул в лицо, раздражая кожу. Для наших широт погодные условия достаточно тяжёлые.
Домой попала ровно в полдесятого вечера. Как на зло, лифт не работал.
«Ничего, для фигуры полезно»,- попыталась я извлечь из сложившейся ситуации положительный момент, поднимаясь по ступенькам.
Подходя к двери квартиры, мне послышались легкая возня наверху и всхлипывания. Кто-то тихонько плакал...Я решила подняться и разведать обстановку.
На лестнице, подстелив покрывало и накинув на плечи шубу, сидела старушка, которую мы каждый день встречали с утра. Женщина тихонько плакала.
- Почему вы сидите в подъезде, на холодных ступенях? Вы что все время здесь ночуете? Холодно ведь, - поинтересовалась я, смотря на бабульку удивленными глазами и вспоминая рассказ сына.
Последовало молчание, длиной в минуту.
- Я не могу идти домой. Сын опять выпил и скандалит, - тяжело вздохнув, произнесла соседка.
-Тогда пойдёмте к нам. Хоть чаю попьёте и согреетесь. Я же не могу оставить вас ночевать на лестнице, - предложила я.
Держа за руку соседку, мы спустились на этаж ниже, открыли дверь нашей квартиры.
Сынок был дома, муж дежурил на сутках.
- Мама, вот бабушка, о которой я говорил, - произнёс ребёнок.
Мы накормили старушку горячим борщом со сметаной, налили горячий чай и угостили смородиновым джемом и пирожными.
Женщину звали Анной Петровной. Она была голодна. Возможно, целый день не ела ничего. С плачем, соседка вкратце поделилась своей историей:
- Я родила сына поздно, в тридцать семь лет. Растила одна без отца. Искренне старалась дать ему любовь и ласку, не наказывала в школе, старалась всегда понять, пожалеть и защитить, когда жаловались педагоги. Но, не повезло. Вырос он неблагополучным. В школе учился плохонько. После армии где только не пытался работать, везде увольняли из-за склочного характера или пьянства. Потерял три года назад паспорт и с тех пор нигде не работает. Часто пьет, мне приходится уходить из дома и ночевать в подъезде. К соседям за помощью обращаться стыдно.
Удивлено открыв рот, я слушала старушку. Сынок играл в комнате.
-На какие же деньги вы живёте? - последовал мой вопрос.
- Я подрабатываю уборщицей в магазине, получаю пенсию. Прячу деньги, но сын находит их периодически и сразу тратит. Когда выпьет, начинает ругаться, драться и выгонять из дома. Я ухожу от него. На лестнице тихо и спокойно. Сколько раз я рыдала перед ним, в церкви Богу молилась, просила его одуматься-все бесполезно, - отвечала взволнованная пожилая женщина.
- Паспорт восстановить можно, заплатив административный штраф. Почему же вы не вызовете полицию? Всю жизнь ведь нельзя провести в подъезде? - поинтересовалась я, искренне сочувствуя Анне Петровне.
-Мне его жалко, сын ведь единственный...Родная кровиночка. Пропадёт он в тюрьме, сгинет, - с грустью отвечала старушка. По щекам ручьями катились горячие слезы и капали на стол, словно река.
-А себя вам не жаль? Разве можно так мучиться? - с недоумением продолжила я беседу.
- Видно, судьба моя такая, горькая,- допивая чай, ответила старушка.
-Переночуйте сегодня у нас на кровати, а домой пойдёте утром, - ответила я.
Через час Анна Петровна и сынок заснули.
Я полночи сидела в кухне, не сомкнув глаз, допивала остывший кофе и размышляла.
Мысли о том, как можно отбирать пенсию и выгонять беспомощную старенькую мать из квартиры, не давали мне покоя. До какой же степени подлым и бездушным человеком нужно быть? Так вот о какой обиде в старости говорила женщина. Действительно, горем и слезами наполнена жизнь матери, вырастившей такого сына.
Мы прожили в данной квартире ещё три месяца. В конце мая переехали в другой дом. (Хозяин квартиры разводился с супругой и ему была необходима жилплощадь).
Анна Петровна несколько раз ночевала у нас. Мы с супругом предлагали ей написать жалобу в полицию о систематических издевательствах сына, но женщина всегда запрещала это делать. Непонятно, почему?
Жаль было или надеялась, что сын когда-нибудь изменится и попросит прощенья у бедной матери? В чем я очень сомневаюсь...Боюсь, что людей, способных выгнать на улицу старенькую мать, не исправит ничего.
Переехав, наша семья больше никогда не видела Анну Петровну. Страшным горем для неё обернулось совместное проживание с сыном.
(Все события и имена героев в истории подлинные).
Дорогие читатели, если Вам понравилась публикация, не забывайте поставить лайк и поделиться комментариями.
Буду рада подписке на канал.
Берегите родных и близких.