Дети обычно ведут себя более эгоцентрично, чем взрослые, оценивая перспективы других.
Это различие, однако, не означает, что взрослые обрабатывают информацию менее эгоцентрично, чем дети, а скорее, что взрослые имеют больше возможностей впоследствии корректировать первоначальную эгоцентрическую интерпретацию.
Существующие различия в эгоцентризме между детьми и взрослыми представляются не столько продуктом того, с чего люди начинают с точки зрения восприятия процесса, сколько результатом длительных эгоцентрических предубеждений среди взрослых, вызванных недостаточной коррекцией автоматического момента эгоцентризма.
Подобное сходство в автоматических, но не контролируемых процессах может объяснить различия между группами в различных суждениях, выносимых в рамках двойного процесса.
Успешное социальное взаимодействие часто требует понимания того, что другие люди могут интерпретировать мир не так, как мы.
Различные мотивы, ожидания, знания и даже визуальная перспектива могут заставить людей по-разному интерпретировать одно и то же событие, а непризнание этих различий может привести к недопониманию и конфликту.
К сожалению, для социального функционирования точная оценка перспективы это не навык, с помощью которого рождаются люди, а навык, который необходимо развивать. До этого дети склонны считать, что их восприятие мира является точным отражением его фактических свойств и что поэтому другие будут воспринимать мир так, как они его воспринимают.
Дети младше 4 лет, например, не различают то, что они знают и что знают другие, не могут предоставить достаточно информации для идентификации референтов в неоднозначной коммуникации, и редко различают способ появления объекта и его реальность.
Очевидно, что эти эгоцентричные ошибки - это детские игры, и взрослые, если их вообще совершают, то очень редко.
Однако взрослые, похоже, совсем не перерастают в детское мышление, поскольку многие социальные суждения все еще являются эгоцентричными.
Взрослые, например, склонны переоценивать степень, в которой другие разделяют свои собственные установки и чувства, считают, что другие имеют больше доступа к своим внутренним состояниям, чем другие, используют собственные знания в качестве руководства к другим знаниям, когда другие используют себя в качестве стандарта и чрезмерно сосредоточиться на собственной феноменологии или опыте, когда предвидеть, как они будут оцениваться другими.
Хотя исследования, которые установили эти явления, не отличали детей от взрослых, они показывают, что эгоцентризм - это не просто переходящая стадия детства, а факт жизни.
Почему эгоцентричные предубеждения у взрослых встречаются реже, чем у детей, но ни в коем случае не отсутствуют, сравнивая временной ход социального познания у детей и взрослых?
По крайней мере, два объяснения кажутся правдоподобными.
Во-первых, взрослые могут быть менее эгоцентричными, чем дети, поскольку они реже используют свою собственную точку зрения при оценке других интерпретаций, а вместо этого полагаются на совершенно иной психологический процесс восприятия перспективы.
Со временем взрослые могут приобрести специфические теории или прототипы того, как работают другие умы, которые применяются при восприятии других точек зрения, точно так же, как человек применяет формулу при решении математических задач.
Повторяя свой опыт, взрослые приходят к пониманию того, что их восприятие может отличаться от восприятия других определенным образом. Как только эти пути станут известны, они заменят теории, основанные на собственной уникальной перспективе.
Взрослые могут быть менее эгоистичны, чем дети, просто потому, что они склонны применять менее эгоистичные теории, принимая другие точки зрения.
Вторая возможность заключается в том, что взрослые и дети автоматически становятся жертвами эгоцентрического дефолта в перспективе того, что взрослые со временем станут лучше исправлять ситуацию, когда это необходимо.
Взрослые менее эгоцентричны, чем дети, по этой причине не потому, что они менее склонны автоматически интерпретировать свое восприятие эгоцентрично, а скорее потому, что они лучше справляются с этой первоначальной интерпретацией на последующих этапах обработки, чтобы учесть различия между их собственной точкой зрения и точкой зрения других. Этот двойной процесс, учитывающий точку зрения взрослого человека, предполагает, что эгоцентризм не перерастает настолько сильно, насколько он преодолевается каждый раз, когда человек пытается принять другую точку зрения.
Как и в случае с другими двухпроцессными отчетами о человеческом суждении, автоматическое невыполнение обязательств происходит быстро, в то время как процесс исправления должен быть активирован мотивацией и поддерживаться вниманием.
Следовательно, эгоцентрические отклонения являются результатом недостаточной коррекции, и различия в перспективах, учитываемых детьми и взрослыми, являются скорее вопросом степени, нежели вида.
Эти два общих взгляда на восприятие перспективы делают разные прогнозы относительно временного хода социального познания у детей и взрослых.
Теоретически мотивированный рассказ предполагает, что дети и взрослые участвуют в различных умственных операциях, принимая точку зрения другого, при этом дети применяют более эгоцентричные теории, чем взрослые.
Эгоцентрично-корректирующий рассказ, напротив, предполагает, что взрослые и дети различаются не в своей первоначальной эгоцентричной интерпретации, а в скорости и эффективности, с которой они преодолевают эту интерпретацию. Различия в эгоцентрических отклонениях по этому корректирующему счету обусловлены последующей способностью корректировать или модифицировать эгоцентрическую интерпретацию, а не исходной тенденцией к ней.
На основании вышесказанного можно сделать три прогноза:
Во-первых, дети совершали бы больше эгоцентричных ошибок, чем взрослые, повторяя результаты исследований, продемонстрировавших большую степень эгоцентризма у детей, чем у взрослых.
Во-вторых, взрослые и дети не будут отличаться скоростью, с которой они изначально сформировали эгоцентричную интерпретацию обучения (после контроля базовых различий в скорости наблюдения).
В-третьих, и это самое главное, взрослым было бы быстрее исправить эту эгоцентрическую интерпретацию и, следовательно, быстрее посмотреть на правильный объект (взаимно наблюдаемый грузовик). Если эти результаты подтвердятся, то можно предположить, что различия в эгоцентрических предубеждениях между детьми и взрослыми вызваны скорее дисперсией в контролируемых, чем в автоматических умственных процессах.