Идея "небесного повеления" 天命 (или ещё называют "Небесный мандат"), данного отцам-основателям Чжоу, в некоторых отношениях сопоставима с образом вручения божьего закона Моисею. Сопоставима прежде всего по своим последствиям для дальнейшего духовного развития древних китайцев. Овладев концепцией тянь мин (Небесное повеление или Небесный мандат), они прозрели себя в истории и историю в самих себе. Настрой на критическое самоосмысление, отличающий все "исторические" народы, позволил им преодолеть инерцию традиционного родового уклада и побудил их к осознанной фиксации своего прошлого в помощь и назидание будущим поколениям. Познав Небо и его волю, носители чжоуской культуры открыли совершенно иной путь к спасению в мире, но вместе с тем и ощутили на себе разом нелёгкое бремя Истории....
Древнекитайское Небо, в противоположность Яхве, не потребовало от своих новообращенных последователей отречься от архаических богов, оно просто включил их в свою сакральную иерархию. Совместив культ Неба с культом предков и сохранив квазиродовую связь с сакральным, чжоусцы имплантировали цивилизацию в самое сердце архаики..."
В. М. Крюков, Текст и ритуал. Опыт интерпретации древнекитайском эпиграфики эпохи Инь-Чжоу
Читайте на Телеграм канале @shanghairus