Найти в Дзене
Смешанное обучение

Смешанное обучение экономит время учителей... Или нет?

Время — один из самых ценных ресурсов педагогов. Большинство учителей скажут: «Мне не хватает времени, чтобы сделать все, что нужно: преподавание, планирование, аттестация, поддержка внеклассной деятельности и установление отношений с учениками и их семьями!» Знакомые слова, не правда ли?

Смешанное обучение обещает помочь решить проблему нехватки времени. Но сдерживает ли оно свое обещание? Попробуем разобраться. (Дочитав эту статью до конца, вы узнаете мнения реальных учителей, работающих в смешанном обучении!)

Томас Арнетт (Институт Кл.Кристенсена, США) в своей статье «Преподавание в эпоху машин» утверждает, что технология, если она используется должным образом, может брать на себя некоторые аспекты планирования, оценки и обучения, тем самым освобождая учителей от рутины и давая больше времени на высокоэффективные виды деятельности. Но данные, собранные на местах (в школах) с помощью опросов и интервью с учителями, свидетельствуют о том, что экономия времени от смешанного обучения часто не приносит плодов. Почему же обещание не выполняется? Вот некоторые тому причины:

1. Смешанное обучение предполагает «авансовые» затраты времени:

В той или иной степени большинство продуктов edtech и моделей смешанного обучения требуют, чтобы школы меняли конфигурацию существующих ресурсов и процессов. Это побуждает (или заставляет?) педагогов учиться использованию и внедрению новых технологий и процедур в классе. Даже после того, как новая модель обучения запущена и поняты основы преподавания, проходит еще хотя бы два года ее настраивания и адаптации, в течение которых следует выяснить — а как же добиться в ней  успеха?  Кроме того, некоторые школы и учителя, которые начинают использовать смешанное обучение, решают создать собственный контент для онлайн-обучения — это добавляет им дополнительную нагрузку, как следствие — никакой экономии времени.

Но есть и хорошая новость! К счастью, мы вполне справедливо можем ожидать, что поскольку школы и учителя начнут постепенно приспосабливаться к новым моделям, то и инструменты edtech станут использоваться все более интуитивно, а значит и времени будет тратиться все меньше и меньше.

Эти затраты времени также должны уменьшиться по мере того, как школы, выходящие за пределы экспериментальных классов,  и уже опытные преподаватели  начнут обучать своих коллег лучшим методам, к которым они пришли путем проб и ошибок.

Требования к «авансовым» затратам времени также уменьшатся с увеличением доступности курсов, семинаров, вебинаров повышения квалификации педагогов по смешанному обучению. И это тоже вселяет надежду на выполнение обещания, не так ли?

2. Смешанное обучение использует «гибридные» модели:

Вторая причина, по которой смешанное обучение не позволяет экономить время учителей, заключается в том, что некоторые из самых популярных моделей смешанного обучения — это гибридные инновации. Что это значит?  Значит старые и новые технологии, с максимальным вычленением преимущества обоих,  идут бок о бок. В гибридных моделях, таких как «Ротация станций» и «Ротация лабораторий», преподаватели продолжают использовать традиционное обучение в качестве основного учебного метода,  при этом  давая ученикам время  для дополнительной практики и подкрепляя все это посредством онлайн-обучения.

«Гибриды»  имеют смысл в первые дни внедрения новой технологии — именно тогда, когда они кажутся или действительно являются «ненадежными». Пройдет время, прежде чем они станут хотя бы такими же эффективными, как сугубо традиционные.

Однако проблема с  «гибридами» заключается еще и в том, что они по своей сути более сложны в эксплуатации, чем только одна старая технология или только одна новая. Чтобы механик работал на гибридном электромобиле, он должен понимать не только двигатель внутреннего сгорания, но и электрический привод и интерфейсы между двумя приводными системами. Точно так же для учитель в смешанном классе: чтобы преуспеть, он должен овладеть и управлять  и традиционным обучением, и онлайн-обучением, и координацией между ними.  Не слишком это всё просто и быстро по времени, не так ли? Но не стоит отчаиваться - время должно исправить эту проблему! А наиболее прогрессивные  модели смешанного обучения, такие как Flex (гибкая), например, должны в конечном итоге привести к тому, что гибридные модели устареют.

3. Используемые технологии недостаточно хороши/современны/адаптированы:

Третья причина, по которой смешанное обучение не экономит время учителей, заключается в том, что  технологии могут не отвечать их потребностям и ожиданиям. Часто учителя высказывают одну или несколько  проблем с использованием онлайн-обучения:
а) Они не доверяют данным онлайн-оценки
б) Онлайн-данные могут быть трудными для доступа и интерпретации
в) Свободные, ориентированные на стандарты, онлайн-ресурсы урока иногда трудно найти
г) Инструменты онлайн-обучения часто хороши для обзора, но не для того, чтобы вводить новый контент или помогать ученикам, испытывающим трудности.

Что же делать? Продолжать сотрудничать с поставщиками edtech, чтобы сделать их программное обеспечение максимально эффективным, — ведь  инновации развиваются как раз  для решения проблем!

Центр смешанного обучения также проводил опрос учителей в Facebook. Вот их мнения:
" В перевернутом классе: больше времени для деятельности и общения на уроке. Больше возможностей продиагностировать уровни развития УУД. Трудные для учителя темы объясняет ребёнку профессионал-ресурс. Экономия на наглядности для объяснения материала. Ребёнок не испытывает отчаяния от непонимания темы: в своём темпе, в удобной позе, в удобное время, с остановками и повторами изучает новую тему" (Марина Чёшева)
" Смешанное обучение позволяет выстроить урок таким образом, чтобы он стал более эффективным с точки зрения учителя, и более интересным с точки зрения ученика. Почти нет ограничений в проектировании урока, учитель может проявить креативность, вместе с тем, дети становятся более активны" (Наталья Кубрак)
"Мне готовиться к урокам легче, так как у меня много помощников в виде замечательных образовательных контентов; ну и наконец, красивые и наполненные творчеством уроки" (Анна Дынкина)
" Я уделяю много времени, подыскивая тематические ролики (для перевернутого класса, чтобы дети смотрели их дома)" (Елена Селезнева)

Мы будем рады узнать ваше мнение - напишите нам комментарии!
И не забудьте подписаться на наш канал!