Мы привыкли к тому что шутов изображает утрированно, это и колпак с бубенцами и обязательно улыбка до ушей. В большинстве случаев шуты пресные и безликие и выполняют роль неотъемлемого атрибута произведений о средневековье. Но сегодня мы поговорим о шутах настоящих.
Сложно сказать какой именно период истории возникли первые шуты, однако стоит отметить что даже в самых примитивных племенах Папуа новой Гвинеи есть профессия, которую можно считать шутовской. Главная задача таких людей развлекать соплеменников, то есть можно предположить, что шутовство шло нога в ногу со всей человеческой цивилизации.
Впервые шуты упоминаются в летописи римского историка Плиния, старшего по его описанию при дворе Птолемея было сразу несколько потешных дураков. Но все же само название шут тесно связана со средневековой Европой.
Начиная с 15 века, европейские шуты обзавелись своей собственной формой, разноцветный колпак с пришитыми к нему ослиными ушами, огромный пышный воротник, облегающие трико и причудливые башмаки. Традиционно шут при дворе обладал неприкосновенностью, наказывать его за насмешки считалось дурным тоном, хотя бывали случаи, когда шуты изрядно перегибали палку, за что получали по заслугам.
Средневековая Европа любила шутовство, так за 40 дней до пасхи в католических странах устраивали карнавалы, костюмированные народные гуляния с морем выпивки и веселья. В эти дни мужчины переодевались в женщин, женщины в мужчин, а шуты так и оставались шутами. Гвоздем программы было изображения короля дураков по сути главного шута, который старался всячески пародировать действующего правителя страны. Короля дураков жестоко высмеивали, таким образом якобы издеваясь над реальным царем, за подобные насмешки над которым простолюдину грозила бы смертная казнь. По сути шут всегда был символическим близнецом короля. Под видом шутки ему было дозволено творить практически все что угодно, Френсис Одессу Инга можно по праву считать эталонным шутом, поскольку его жизнь прекрасно описывает судьбы большинства придворных дураков. Френсис начинал карьеру с самых низов, сначала он был простым портным, а фамилия со знатной приставкой досталось ему от герцога Альварадо Туинга которому тот служил многие годы. Сам герцог возил Франсе с собой по всей Европе, а уже спустя несколько лет, в 1522 Году, Франсе заметили при дворе испанского короля Карла пятого. Последующей 5-6 лет шут провел возле трона и был не только посмешищем для дворян, но и одним из главных советников его величества. Естественно, что шут, который выбился из грязи в князи решил, что ему простят многое. Примерно в это же время Свинга начинает писать бурлескную хронику, книгу которая поразила испанскую знать 16 столетия. Ее неоднократно переписывали, цитировали как вслух, так и шепотом, и конечно же большинство записаны в книге персонажей хотели отрубить голову наглому выскочке.
Френсис как мог глумился над венценосные и особые графства. В его произведения напоминали опухшего больного ангиной хорька, лицо герцога походило на гениталии коня, а королевы на дряблые ягодицы бездомного. Кроме того, шут не забывал упомянуть что претендует на звание герцога римского и что его денежное жалованье нужно как минимум утроить и хотя подобные шутки в те времена не считались такими уж грубыми но все же обида есть обида.
Роль Френсиса при дворе была проста, озвучивать королю свои мысли о человеке невзирая на чины, причем говорить жестко и бескомпромиссно. Дело в том, что в те времена свобода слова отсутствовала как таковая, даже король не мог себе позволить открыто критиковать вельмож. За него это делал шут. Естественно шуты очень быстро наживали врагов на всех уровнях придворной власти. К примеру шута, при дворе Людовика 12 поймали и прибили за уши к дереву и это считалось мягкой формы наказания. Мне удивительно что правители нередко представляли к шутам вооруженную охрану, но рано или поздно практически каждого из шутов настигала расплата. Суинга был жестоко зарезан прямо среди улицы группой наемных убийц. Его еще живого подкинули на порог собственного дома и позвали жену посмотреть на умирающего мужа.
Помимо своего канонического изображения шут в массовой культуре может быть представлен по-разному. Взять хотя бы клоуна Пеннивейта из романа Стивена Кинга. За белым гримом и рыжими волосами скрывается кровожадная инопланетная сущность. Джокер классический шут совсем не добрыми шуточками образ, которого даже затмевают главного протагониста улицы бэтмена. Кроме того, шут в картах таро одна из карт старших арканов, то есть тузов.