Венецианской школе позднего Возрождения мы благодарны в первую очередь за цвет. Именно здесь, в декорациях романтичного города на воде, живописцы обратили пристальное внимание на колористику. Недаром Венеция слыла основным центром производства красок.
Основные художники венецианской школы XVI века: Тициан, Тинторетто, Веронезе.
На картинах выше мы видим, что Паоло Веронезе ловко расставляет колористические акценты и особенно чтит красный цвет.
Кстати, существует теория, что художники используют в своей палитре в первую очередь те оттенки, которые их окружают в жизни.
Казалось бы, логично! Но из всей троицы только Тинторетто попадает под это правило. На праздничном фоне Веронезе и Тициана он кажется немного «болотным», что гораздо больше подходит венецианскому колориту с его «замшелостями» на сырых стенах и зеленовато-охристой водой каналов.
В отдельных картинах Веронезе и Тинторетто есть какое-то туманное предчувствие барокко: появляется некоторое жеманство, манерность, кокетливость поз. Чего стоит «танцующий» Христос Веронезе!
Не коснулось это только Тициана, который одной ногой еще стоит в эпохе Высокого Возрождения. Остальные двое целиком и полностью принадлежат Позднему Ренессансу. Хотя они и пересекались во временном пространстве, но век Тициана начался и закончился на пару десятилетий раньше.
От тициановской «Саломеи» (из частной Галереи Дория Памфили в Риме) — холодок по коже. Художнику удалось сделать образ девушки нежным и невинным, без тени коварства или порока. А между тем, на блюде в ее руках лежит голова Иоанна Крестителя, только что ею убитого. Закрой ее рукой — и можно подумать, что это Мадонна, держащая на руках младенца.
Леденящий душу контраст истинного зла и показной добродетели! Для меня как художника остается загадкой, каким образом Тициану удалось абстрагироваться от личности героини и изобразить это очаровательное по-детски невинное личико.
Что думаете о вероломной Соломее, о колористике венецианской школы и о картинах трех мастеров в целом?