Одной ночью августа 1911 г. в поселение Оровил, штат Калифорния собаки местного колбасника подняли лай.
Хозяин дома вышел во двор и обнаружил странную фигуру,
, немолодой мужчина, почти нагой, одет только в кожаную самодельную рубаху , не знающий английский. Выглядел очень худым и изможденным. Колбасник вызвал шерифа , и через пару часов пришелец оказался в камере для душевнобольных .Определенно было понятно что это индеец, но его язык был никому не знаком.
В прессе стал фигурировать этот случай, статьи с заголовками «человек-животное» , «Последний дикий индеец» и т.д. и наконец эта информация доходит до профессора Калифорнийского университета, антрополога Альфреда Луиса Кребера. Естественно антрополог не мог пропустить такой случай и направил в Оровил своего помощника.
Прибывший ассистент пытается настроить диалог с индейцем ,говорит с ним на различных языках индейцев северной Америки но пришелец не понимает его. Это ставило в тупик , пока помощник не указал на деревянную лавку в камере и не сказал – «сивини».Индеец оживился и начал повторять «сивини, сивини». Антрополог был поражен »сивини» на языке племени Яхи обозначает «дерево» но дело в том что племя Яхи вымерло полвека назад. Для антропологов это была сенсация и возможность узнать о вымершем народе.
ИНДЕЕЦ БЫЛ ПОСЛЕДНИМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ УМЕРШЕГО ПЛЕМЕНИ –ЯХИ
На вопрос «как тебя зовут?» индеец не смог ответить. Дело в том что по обычаю племени Яхи представить по имени должен кто другой, самому назвать имя не принято .Ему дали имя Иши, что на языке его родного племени обозначает «человек».Ему было около пятидесяти лет, он родился предположительно в 1860 годах . Племя насчитывало около четырехсот человек, селилось вдоль рек, полных лосося, охота ,собирательство давало средства к существованию.
В 1848 г. в этих местах было обнаружено золото, началась Золотая лихорадка .Старатели начали заполонять регион , к примеру Сан-Франциско увеличился с 1000 до 25000 человек, жаждавших разбогатеть. Начались вырубка лесов, загрязнения рек да и отношения добытчиков к индейцам, мягко говоря, было недобрым. Убить индейца не считалось преступлением, а в некоторых поселениях за скальп даже доплачивали, цивилизованные «европейцы» охотились на коренной народ как на зверя . Племя Яхи уходило все дальше и дальше, соплеменники таяли как снег, и настал тот час когда Иши остался один. Последний представитель своего народа, последний носитель языка и культуры . Так скитался он три года, жизнь научила его существовать на родной ему земле, но тоску одиночества побороть он не смог.
Ученый привез индейца в Сан-Франциско, в Калифорнийский государственный университет
. Окружающие Иши люди обращались с ним довольно деликатно, и смогли завоевать его доверие, со временем наш герой освоился в цивилизации. Да и ученик был толковый, понемногу обучался языку и даже получил должность сторожа и уборщика в этнографическом музее в Брекли , которым стал считать своим домом. Он и сам был как живой экспонат , посмотреть на последнего «дикого» индейца приезжали журналисты, обыватели. Иши демонстрировал стрельбу из лука, показывал как добывало огонь его племя, строил жилища ,посетителей было так много, что профессор ограничил прием два дня в неделю. Ученые проводили с ним огромную работу в антропологическом плане, традиции, песни, сказания, способы выживания - все интересовало ученых .Была организована экспедиция на бывшую территорию племени Яхи, что добавило знаний в копилку ученых.
К сожалению иммунная система индейца не была вооружена от болезней цивилизации .При первичном осмотре у врача было обнаружено отменное здоровье, но через четыре года Иши заразился туберкулезом и еще через год его не стало. Перед смертью Иши попросил перевезти его в свой «дом», в музей. Иши был кремирован по обычаю своего народа вместе с луком, стрелами и священными раковинами. Последний из племени Яхи ушел к своим предкам.
В 1992 был снят фильм на основе этих событий «Последний из племени» который был номинирован на премию «Золотой глобус» в категории « лучшая мужская роль –мини сериал или телефильм». Грем Грин в роли Иши и Джон Войт в роли Кребера. Была экранизация и в 1978г и постановка в Театре- Рино в Сан-Франциско в 2008г.