Печатники.
Во времена описываемых событий это было почти единственное место, где можно было продать иномарку в Москве. Да и самих иномарок на дорогах было мало - в будние дни на базаре стояло не более двух десятков машин.
Стояла зима. Надо было продать пятилетний форд я ездил на нем в печатники каждое утро, как на работу. Но были дни, когда покупателей не было вообще, и горстка машин, занесенные снегом, тарахтели моторами на холостых, согревая потерявших надежду продавцов.
Чеченцы.
Я для себя тогда выработал правило: первый клиент - золотой. И когда к машине подошли два кавказца, я сразу решил согласиться на их первое предложение. Однако вышло наоборот: чеченцы не стали торговаться, более того они не стали даже осматривать машину - просто сели в неё и предложили ехать оформляться.
Мы поехали колонной из двух машин: сзади ехал мой друг, у него в багажнике была моя двухстволка. Когда мы поднимались по этажам, один чеченец спросил: "Не боитесь?" Я тогда о вайнахах знал только по публикациям из газет, зато с дагами был хорошо знаком по спорту.
В квартире нас ждал еще один чеченец и... коробка из-под холодильника, до верху набитая пачками денег. Нам предложили набрать оговоренную сумму - получился картофельный мешок денег.
Пока ездили оформляться, нас несколько раз приглашали вместе поработать: "Скучно не будет!" - говорили они.
МГУ.
Машина была продана, и надо было менять рубли на баксы. В те дни формально существовала уголовная валютная статья, и официальных обменников не существовало. Мы поехали в МГУ к знакомым дельцам.
Лифт не работал, и мы поднимались с мешком денег бесчисленное количество этажей куда-то на самый верх.
Мы зашли в комнату, где все пространство было завалено пачками денег. Мы вывали свою кучку, её пересчитывали два часа, слюнявя пальцы - никаких машинок в те времена не было. В итоге нам вручили тонкую стопку долларов: мешок рублей равнялся 7000$.
Арабы.
Чтобы купить машину за границей, надо было как-то вывезти туда деньги. В аэропорту их могли отнять на таможне, и впаять уголовную статью. По-другому это решалось так. Надо было встретиться где-нибудь в центре с совершенно незнакомым человеком с арабской внешностью, просто отдать ему с трудом добытые деньги, повернуться и уйти. Примерно через неделю уже за границей в назначенное время и оговоренном месте точно такую же сумму вам вручал другой незнакомец арабского происхождения. Всё работало, как швейцарские часы.
Часто я вспоминаю про тот первый мешок с деньгами, когда прикладываю банковскую карту в магазине к считывателю на кассе. Какое было время! Деньги текли рекой в физическом смысле. Сегодня это доступно только полковникам из известных коридоров.
P.S. Те два чеченца, они были убиты на улицах Москвы в разное время в течение года...
С миром!