Несколько лет назад я ознакомилась с книгой Дмитрия Глуховского "Текст" в аудиоформате. А теперь увидела фильм и спешу поделиться впечатлением.
Внимание! Это не рецензия, а обсуждение фильма. В тексте присутствуют спойлеры.
Главный герой фильма Илья, после убийства своего врага Петра, выдает себя за него, используя смартфон убитого. Общаясь с родными и коллегами в чатах, Илье удается имитировать жизнь покойного в течение трех дней.
Этот авторский замысел, на котором закручен весь сюжет повествования, отражает то, насколько сегодня человек погряз в виртуальном общении.
Илья узнает из соцсетей информацию об обидчике, который, вообще-то, занимает высокую должность в Госнаркоконтроле. И снова автор бьёт в точку: вспоминаются недавние скандалы с чиновниками-хвастунами, которые выставляют напоказ свою роскошную жизнь.
Я не очень верила в успех фильма, потому что основной упор в книге делался на изучение информации в телефоне, и ведении переписки. Но автор сценария (он же автор книги) немного сместил акценты и оставил самое важное.
Есть два момента первоисточника, которые не вошли в фильм, и от этого снизилась крутость этого произведения:
Первый момент — это объяснение почему Илья, который на зоне был образцовым зеком, не смог выйти на свободу по УДО. Это описано в конце книги, и ты вдруг понимаешь, какой же человечище этот Илья, и насколько несправедлива его участь. Герой мог бы приехать домой раньше и застать свою маму живой. И тогда понятен ещё больше его мотив поехать и расправиться с обидчиком.
Второй момент, которого не оказалось в фильме — это последствия сбыта наркотиков. Илья прикинулся курьером и принес в кафе большую дозу наркотиков знакомому Петра по имени Гоша. В фильме про Гошу больше ничего не показано, а в книге читатель узнает, что он в тот вечер умер от передозировки.
Слушая аудиокнигу, я была под впечатлением от этого сюжетного перевёртыша. Получается, Илья сначала отсидел срок за сбыт наркотиков, а потому уже совершил это преступление.
И можно оправдывать его тем, что очень нужны были деньги, что тот наркоман все равно бы достал дозу, но итог один – человек умер. И к его смерти Илья оказался причастен. Он вляпался в это дерьмо, хотя, по большому счету, его туда вляпали.
В фильме "Текст" Александр Петров безупречно подходит на главную роль, на мой взгляд. Но почему-то случился провал по кастингу на роль его антагониста. Милый мальчик Янковский не передает образ развращенного безнаказанностью, беспринципного и подлого Петра. Я его вижу этаким жирным боровом, а никак не красивым спортивным юношей.
Недостатки, которые есть и в книге, и в фильме:
* Момент встречи Ильи и Петра спустя семь лет. Уж слишком легко добрался главный герой до обидчика.
Да, можно вычислить, где человек проводит время, но запросто подойти к оперуполномоченному Госнаркоконтроля, который за семь лет еще сильнее приподнялся, вряд ли возможно. И не очень верится в то, что Петр, получив звание, сам продолжал продавать наркотики первому встречному.
*Воспоминания матери Петра в переписке с сыном, где она утверждает, что Петр переживал о посаженном студенте, то есть об Илье.
Понятно, что автору надо было очеловечить мерзавца, но вышло это топорно. Можно было, например, придумать, что Петр в последний момент перед судом передумал сажать Илью, а его отец заставил это сделать.
*Контраст пары Петра и Нины. Девушка показана сущим ангелом рядом с отъявленным негодяем.
Мне кажется, не бывает такого, что женщина не знает, чем промышляет её любовник. Думаю, что она по своим моральным взглядам была близка к Петиному мировоззрению.
В итоге получается, что из-за одной дамы Илья сел в тюрьму, а из-за другой, чужой девушки – принял смерть.
Несмотря на эти недостатки, я оцениваю и фильм, и книгу положительно.
"Текст" выстрелил в прокате как струя свежего воздуха в душном помещении. Кинематограф уже давно ждёт новых сюжетов и ярких героев. Зрителю предлагают разные ремейки, или перекроенные на новый лад старые истории, или безумный философский артхаус — это надоело. А тут, вдруг, такое яркое творение, не идеальное, но такое классное и злободневное. Поэтому ему можно простить слабые моменты.
Моя оценка 7 из 10. Не для просмотра с детьми!