Елена Зиминова
Предыстория
Первые казаки на боровичской земле появились в 2012 году. Они приехали из Казахстана, из станицы Усть-Александровкая Темиртау. Переселились сюда в рамках государственной программы.
Первой переехала только одна казачья семья Петра Плюсова. С супругой Ириной, двумя сыновьями, которые числились в казачьем войске кадетами, и лапочкой-дочкой Машей. Которая, впрочем, сама себя именует Машей-Марией. Так ей больше нравится.
Пётр в ту пору был товарищем атамана, то есть заместителем, Сибирского отдела общественного объединения «Акмолинская община казаков Темиртаунского филиала «Усть-Александровский». А теперь его выбрали атаманом Боровичской общины Семиреченских казаков.
– Мы приехали в Боровичи создать, если так можно сказать, плацдарм для дальнейшего переселения своих земляков. А всего сюда переберутся 50 семей, – рассказывал Пётр.
Решение о массовом переселении казаки приняли, когда узнали о Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. По программе они могли получить компенсацию на переезд и провоз вещей.
Был сход казаков станицы, и было принято решение о переселении. Причин тому было несколько: жить на исторической родине и предоставить детям больше возможностей, которые даёт Россия.
– Из Казахстана нас никто не гонит, никакого давления нет. Но сама ситуация меняется. Сейчас на историческую родину в Казахстан возвращаются потомки некогда выселенных казахов из Монголии, из Китая и т.д. Местное правительство всячески это приветствует. Если раньше русскоязычное население составляло в Карагандинской области примерно 60 процентов, сейчас этот процент составляет всего 7 процентов. Естественно, ощущается языковой барьер, разница в национальной культуре. А мы хотим сохранить свою культуру. Мы, хоть и родились в Казахстане, остаёмся русскими людьми, – говорил тогда Пётр.
Предварительно они обследовали Башкирию, Татарстан, Челябинск, где им сразу предлагали дома в районах с развитой инфраструктурой, землю. Но они остановились в Боровичах, хотя домов им здесь никто не предлагал. Понравился им Боровичский край, люди и поверили боровичской власти, которая предложила им землю под строительство в чистом поле и пообещала в ближайший год провести дорогу.
А ещё власть предложила только что закрывшуюся школу № 5 под кадетский казачий корпус с государственным статусом, у казаков глаза загорелись.Там было всё – парты, пособия, учебники. Они в ней увидели перспективу возрождения и развития казачьего культурного наследия и традиций – при содействии Сибирского казачьего войска. Была такая договорённость. Кстати, учёба в кадетских казачьих корпусах приравнивается к воинской службе.
Место под строительство домов казакам тоже понравилось. Действительно – раздолье. Рядом лес, речка.
Однако, приехав через полгода, они увидели разгромленное здание школы. Не то, что парт, а окон и дверей не было. О восстановлении здания и создании казачьего корпуса не было уже и речи. Откуда деньги, когда казаки оплачивали съёмное жилье и строили дома?
«Кроме дороги мы ничего не просим»
Сейчас в бывшей школе № 5 нет даже перекрытий, вот-вот рухнет. В ней обитают бомжи и местные алкаши. Эту «братию» казаки время от времени разгоняют, потому что мимо здания каждый день ходят в школу дети. Как бы что не случилось.
Другого пути, как мимо бывшей школы, выбраться из казачьего хутора у казаков нет. Потому что дорога до сих пор не построена. А здесь самый ближний путь до «цивилизации», к автобусной остановке. Казаки построили мостик через канаву и протоптали тропинку в 150 метров по бездорожью.
Вот этот путь в пору дождей дети и семьи казаков преодолевают по колено в воде. Внедорожник пройти его не может, вязнет. Поэтому казаки оставляют свои машины всё у той же брошенной школы. А власть только обещает каждый год построить дорогу к хутору в… следующем году. И так – на протяжении семи лет.
В этом году тропинку казаки проложили поддонами, чтобы совсем не утонуть, что, впрочем, тоже небезопасно. Поддоны шатаются, в дождь доски скользят и так же проваливаются в воду, где взрослому по колено. Старики по ним пройти не могут, дети идут, чуть ни ползком. Не понятно, что лучше: идти по колено в воде или по этим поддонам? По этой же тропинке казаки носят к своим домам строительный материал.
Сейчас казаки получили очередное письмо с обещаниями от главы Боровичского района Игоря Швагирева построить дорогу к хутору к… 2029-2030 году. А, как людям дожить в таких условиях до 2030 года?
– Мы всё делаем сами. Строим дома, тушим травяные пожары с полей, потому что пожарная машина подъехать не может. Сами обеспечили хутор водой, вырыли колодцы, снабдили их насосами. Два года назад свет в хутор провели, подстанцию построили. Опоры сами за свой счёт ставили, провода тоже сами закупали. Дорога для нас самая большая проблема. Мы не в состоянии сами её сделать. Без дороги строительные материалы не завезти, зимой стараемся их завозить в морозную пору. Скорая помощь подъехать не может. А у нас около 50-ти человек на хуторе живут: дети, женщины, больные старики. Мы не просим прокладывать непременно асфальт, просто отсыпать щебнем проезд всего в 300 метров, чтобы машина могла пройти. Два года назад у нас казак умер, потому что помощь вовремя не удалось оказать. Дмитрий Загородников дом построил и умер, – рассказывает Пётр.
И он далеко не обо всём рассказал. В тёплое время в хутор не подъехать из-за грязи, а зимой – из-за сугробов. Проезд не чистится, потому что в плане дорог этой дороги нет. Не странно ли? Хутор есть, дома есть, люди прописку постоянную в них имеют, а дороги в плане нет. Глава города Олег Стрыгин по личной инициативе время от времени по просьбе казаков решает этот вопрос и направляет технику для уборки снега.
Речь идёт не о натоптанной тропинке от брошенной школы. Изначально власть обещала проложить участок дороги в 300 метров по уже готовой, но полуразрушенной дороге. Она огибала поле, где раньше выращивалась картошка, свёкла, кукуруза и прочие овощи, и где сейчас казаки строят дома. Как только поле было заброшено, стала рушиться и дорога. По этому отрезку некогда хорошей дороги к казачьему хутору даже трактор не может подъехать.
В настоящее время на бывшем поле обустроились шесть казачьих семей. А могло быть и больше. Земли на поле выделено на пятьдесят дворов. Но многие не торопятся переезжать только из-за отсутствия дороги. Между тем, изначально планов у казаков было много. Помимо устройства кадетского казачьего корпуса они мечтали создать такую же станицу, и жить так же кучно, как в Казахстане.
Как выживают казаки?
- Гуртом, - был ответ.
Гуртом друг другу строят дома, гуртом копают колодцы, гуртом справляют детей в школу, гуртом проводят электричество, всё – гуртом.
– Денег у нас нет, зато есть руки. В соседнем доме в прошлом году у товарища был пожар, крыша сгорела. Собрались вместе и отремонтировали. Сейчас кроем крышу ещё одному товарищу. Жизнь она так и должна быть. Если человек не будет помогать человеку, то существование в этом мире бесполезно. Для чего тогда жить? Ну, заработал ты денег кучу, и что дальше? Гроб – это не кошелёк, туда всё не заберёшь. Надо дарить любовь, тепло, заботу. Для этого человек в этом мире и существует. Господь нас для этого и создал, – говорит Пётр.
Трудности казаков никогда не пугали. Они умеют выживать практически в любых условиях и учат этому молодёжь.
– Учим детей тушить пожары, работаем с пожарными рукавами, учим разводить костёр, устраивать палатки, собирать и разбирать автоматы, спасать пострадавших. Взаимодействуем с разными структурами города, все сотрудничают с нами, идут навстречу. Где спасательные комплекты выдадут, где носилки, где автоматы на период учёбы. Здесь самое главное – побороть себя. Общеподготовительную подготовку проводим с детьми три раза в неделю. Дети занимаются тоже гуртом, старшие подтягивают младших. Мы, казаки, должны уметь выживать в любых условиях, чувствовать плечо друг друга, этому и учим детей, – говорит Пётр.
А вообще, казак, как мне объяснили – это состояние души. Обязанностей много и все – на добровольной основе. Зарплату за это им никто не платит. Они – первые помощники правоохранительным органам и МЧС. В их задачи входит патриотическое воспитание молодёжи, воспитание уважительного отношения к старшим, участие в реставрации и охране памятников культуры и истории… Всего не перечислить.
Словом, это неравнодушные люди с высоким чувством долга перед Родиной и глубокой верой в Бога. Каждое воскресенье они надевают форму и идут в храм. Не чтобы себя показать, но и объяснить людям, кто есть такой – казак.
За эти годы ряды Боровичской общины Семиреченских казаков пополнились. Присягу принимают местные вполне взрослые люди, которым по 30-50 лет. Просто мужчины прониклись духом казачества. Боровичские школьники вступают в ряды кадетов.
Сейчас в отряде казаков насчитывается 15 бойцов, не считая кадетов, и все помогают друг другу, чем могут. Так и выживают.
* * *
Жалеют ли казаки, что переехали именно в Боровичский край, отказавшись от более выгодных предложений? Нет. Некоторые казачьи дети уже выросли. Кто пошёл учиться дальше, кто уже работает.
Казаки никуда не жалуются. Ни в Роспотребнадзор, ни губернатору, ни в прокуратуру. Возможно, поэтому за восемь лет в бюджете так и не нашлось средств на отсыпку 300 метров дороги.