Найти тему

Несбывшиеся перспективы российского автопрома 2

В конце 90-х годов, после разработки неоклассики «Волга» ГАЗ-3111, в дизайн-центре ГАЗа созрела идея комфортабельного среднеразмерного внедорожника на агрегатах полноприводного пикапа «Атаман», выдержанного также в стилистике неоклассики.

Стоит отметить, неоклассика – повторяющая элементы стайлинга некогда культовых автомобилей, в те годы набирала обороты по обе стороны океана. Автопроизводители со стажем, вдохновлённые успехами Фольксвагена с его моделью New-Beetle, начали отыскивать в своих закромах модели которые так или иначе можно было «реинкарнировать». Так появились Новый Мини-Купер, Форд-Тандербёрд, и.т.д.

Постройку прототипа решили доверить фирме Venture Industries из Детройта. К тому моменту нижегородцы уже имели позитивный опыт сотрудничества с этой компанией: в 1997–1998 годах Venture Industries по цифровым моделям ГАЗа построила демонстрационный образец новой «Волги» ГАЗ-3111. Этот демонстратор отличался идеальным качеством исполнения и буквально «взорвал» публику Московского автосалона 1998 года. Работали по уже опробованной схеме: в США переправили реальный образец шасси и «нереальные», но полностью проработанные цифровые модели кузова и салона. По ним американцы и строили прототип.

Постройка прототипа Атаман 2 в Детройте
Постройка прототипа Атаман 2 в Детройте

ГАЗ-3106 хотя и был унифицирован с пикапами «Атаман», но все же отличался от них. Он получил укороченную раму с колесной базой 2820 мм и новую раздаточную коробку, в которой вместо шестеренчатого привода применили бесшумную цепь Морзе.

Во время первого показа в Нижнем газовцы говорили, что в производство внедорожник пойдет в 2003–2004 годах. Выставочный образец оснастили 2,7-литровым 5-цилиндровым турбодизелем ГАЗ-5611 мощностью 136 л.с., 5-ступенчатой механической коробкой передач и постоянным полным приводом с блокируемым межосевым и задним межколесным дифференциалами.

-4

Для «Атамана-II» планировали предложить широкую гамму двигателей: бензиновые ЗМЗ-406, 405 и 409 объемом 2,3, 2,5 и 2,7 л соответственно, а также турбодизели семейства ГАЗ-560 объемом 2,1 и 2,7 л. Кроме того, специально под «3106» Заволжский моторный завод разработал новый бензиновый V6 с индексом 301.10, который при рабочем объеме 3,2 л развивал 207 л.с. и 285 Нм крутящего момента.

Покупателей будущего «Атамана» планировали привлекать гораздо более низкой ценой по сравнению с конкурентами из Японии и Кореи. По подсчетам маркетологов ГАЗа, при серийном производстве «Атаман-II» можно было продавать на 30-40% дешевле.

-5

В конце 2000 года Горьковский автозавод был куплен холдингом «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Новое руководство в рамках программы снижения расходов чуть ли не в первую очередь свернуло все перспективные разработки, включая 3106. Но странным делом история проекта на этом не закончилась.

В середине тех же нулевых, проект был перезапущен. Автомобилю полностью переработали становившийся неактуальным к тому времени неоклассический дизайн и уменьшили в размерах. Длина уменьшилась с 4690 мм до 4570 мм, колесная база сократилась на 150 мм (до 2670 мм). При этом ширина и высота увеличились — до 1960 и 1880 мм соответственно. Размер колеи передних и задних колес составлял 1620 мм: на 60 мм шире, чем у «Атамана-II», и на 20 мм шире, чем у еще перспективного тогда УАЗа-3163 «Патриот».

Опытный образец Атамана второй генерации I-серия
Опытный образец Атамана второй генерации I-серия

Помимо базового автомобиля семейство ГАЗ-3106 должно было включать короткобазные и длиннобазные версии, машины специального назначения, пикапы, легкие тягачи и даже транспортные средства для коммунальных служб. Во втором поколении основным для ГАЗ-3106 заявили бензиновый мотор ЗМЗ-405 (2,5 л, 147 л.с.). Но предполагалось также устанавливать двигатели ЗМЗ-409 (2,7 л, 135 л.с.) и дизели ЗМЗ-514 (2,2 л, 98 л.с.) и IVECO. Для топ-версий хотели предложить турбонаддувную модификацию ЗМЗ-405 мощностью 205 л.с.

Тем не менее возрожденный 3106 был максимально унифицирован с серийной продукцией ГАЗа. Коробка передач была идентична «газелевской», но ее картер был совмещен с картером раздаточной коробки. Привод переднего моста через многорядную цепь Морзе также оставили от «Атамана-II» 1999 года. Раздаточная коробка имела пять положений: прямая передача с блокировкой дифференциала и без, «нейтраль», понижающий ряд и «понижайка» с блокировкой. Управление режимами осуществлялось с помощью одного рычага. Также в машине применили тормозную систему и ступицы от «Соболя», рулевой механизм с гидроусилителем от «Волги» и т. д. Знакомые детали от серийных ГАЗов можно увидеть в экстерьере и салоне (наружные дверные ручки от ГАЗ-3111, рулевое колесо и комбинация приборов от ГАЗ-31105). Такой подход давал надежду, что автомобиль быстро запустят в производство — ориентировались на 2006 год.

Махиндра-Маршал, то что пытались делать вместо Атамана...
Махиндра-Маршал, то что пытались делать вместо Атамана...

Но вместо реализации своего проекта, менеджмент ГАЗа пошёл по африканскому пути – сборке из машинокомплектов индийских внедорожников Махиндра. Собрав около 100 штук индийских внедорожников, на ГАЗе поняли, что потребитель не дурак, продать больше таких автомобилей не получится и с удвоенным рвением принялись за новую авантюру ГАЗ-Siber

См.Также: Несбывшиеся перспективы российского автопрома

Ставь лайк. Подписывайся на канал.

Авто
5,66 млн интересуются