Здравствуйте!
Учреждение Верховного тайного совета является одним из интересных событий нашей страны, так как его деятельность начинает развиваться в самом начале эпохи дворцовых переворотов, изучение которой распространено среди историков. Также существует немало работ и о деятельности Верховного тайного совета.
Мнения
В них представлены разнообразные мнения: о цели создания Верховного тайного совета; о том, являлся ли Совет новым органом власти или, может, он уже существовал ранее; о деятельности данного органа власти; о его последствиях; о «затейке верховников» и т.д.
В историографии оценку Тайному совету дают с двух сторон: с одной стороны, к его деятельности историки относятся критически, а, с другой, его считают единственным органом, который смог закрыть пробел, существовавший после смерти Петра Великого в органах государственной власти.
Б.Л. Вяземский считает:
«учреждение Верховного тайного совета было узаконением практиковавшихся неофициально совещаний Императрицы с ближайшими сотрудниками и помощниками сея Великого предшественника».
То есть он предполагал существование заседаний данного органа до идеи его создания. По его мнению, учреждение органа способствовало законному продолжению таких совещаний.
Этот факт вполне возможен, но он недоказателен, так как в истории не встречается подобных точек зрения, а сам Вяземский написал это мнение без каких-либо весомых аргументов, он лишь сделал предположение.
А.С. Алексеев, говоря о создании Верховного тайного совета, считал, что учреждение данного органа проявлялось в необходимости разграничения верховного и подчинённого управления. То есть, в государстве необходимо было настроить отношения управления и подчинения, а также выстроить некую иерархию в системе государственных органов власти. Это разграничение, по словам Алексеева, выразилось, соответственно, в Верховном тайном совете и Сенате.
Однако стоит не согласиться с мнением автора, так как до учреждения Совета в государстве существовала данная система, которая функционировала при Петре Великом. Сенат являлся верховным управлением, а Коллегии составляли подчинённое. Проблема заключалась в том, что при Екатерине II такая система уже не смогла четко функционировать, поэтому и встала необходимость в учреждении нового органа.
В историографии распространено мнение о том, что учреждением Верховного тайного совета планировалось изменить существующую форму правления.
Например, П.Н. Милюков считает, что создание Совета ознаменовало собой «первый шаг к конституционному проекту 1730 года», а посланник Ж.Ж. Кампредон подтверждает данное мнение в донесении от 15 января 1726 года:
«Я даже слышал из верного источника, что составлен проект новой формы правления …».
Историки, считающие, что создание Верховного тайного совета предопределило возможность конституционного порыва 1730 года, на мой взгляд, совершенно правы.
Ведь сама идея создания Совета происходит от его членов, которые, по словам Кампредона,
«думали, как бы ограничить деспотическую власть своей Государыни».
Анализируя деятельность Совета, можно утверждать, что попытка ущемить верховного правителя в своих властных полномочиях прослеживалась ещё в первые годы правления Совета.
Таким образом, можно утверждать, что создание Верховного тайного совета в 1726 году предусматривало возможно действий верховников по ограничению самодержавия в 1730 году.
На этом все!