Илья Ефимович Репин много рисовал членов своей семьи. Одной из самых известных картин Репина является картина "Стрекоза".
Вроде бы ничего особенного в картине нет. На ней изображена девочка, сидящая на жердочке на фоне голубого неба. Но картина настолько динамична, что кажется, девочка вот-вот соскочит с перекладины и весело побежит по зеленому полю. Хотя она и сидит, но в ней порыв, желание вспорхнуть со своего места. Она подобна стрекозе, которой никогда нет покоя.
Сам Илья Репин в одном из писем Павлу Третьякову написал: "Девочку на солнце следует назвать "Стрекозой": и по цвету, и по движению, и по положению она подходит под это название".
На картине изображена старшая дочь Ильи Репина Вера, названная в честь своей матери, тоже Веры.
Старшая дочь у Репиных родилась в октябре 1872 года в Санкт-Петербурге. Будучи первым ребенком в семье, девочка всегда считалась всеобщей любимицей. Племянница художника со стороны жены Л. А. Шевцова-Споре вспоминала: "Несмотря на многие недостатки в характере Веры, отец любил ее более других детей".
Крестным отцом маленькой Веры стал близкий друг Ильи Репина, директор Публичной библиотеки в Петербурге, известный критик и искусствовед – Владимир Васильевич Стасов.
Сразу после рождения дочери художник вместе с семьей отправляется в поездку по Европе и провели там три года. За это время они побывали в Вене, Венеции, Флоренции, Риме, Неаполе, Париже и Лондоне.
Репины были счастливы, и это счастье освещало и их дочь Веру. С ранних лет девочки Илья Репин начал рисовать ее портреты.
Про эти годы Илья Репин пишет друзьям: "Маленькая наша бегать начала и очень нас забавляет, девица французской весёлости и так же умно говорит, как они… ".
Возвращение в Россию принесло разногласия в семью Репиных. У художника появились новые женщины, и в конце концов, семья распалась, несмотря на то, что у них было четверо детей. Старшие девочки остались с Ильей Репиным.
Людмила Шевцова-Споре вспоминала про Веру: " Энергичная, весёлая, предприимчивая девушка, она бодрила всех и в полном смысле слова являлась душой семьи. С нею никогда не было скучно, и сам Илья Ефимович, помню, из всех детей выделял Веру именно за то, что ему самому было приятно побеседовать с нею – второй, молодой хозяйкой дома. Она могла принять кого угодно и без стеснения занимала беседой любого именитого гостя".
В 1892 году Репин приобрел в Витебской губернии имение Здравнево, где написал еще один портрет Веры.
С детских лет Вера была артистичной и музыкальной девочкой. Увлечение театром привело её к службе артисткой Александринского театра, где Веру вспоминали как даровитую драматическую актрису, не лишённую музыкальности, однако имеющую неприглядную внешность и плохой характер.
В 1922 году старшая дочь художника переезжает в отцовское имение "Пенаты" на берегу финского залива и становится полноправной хозяйкой в доме уже пожилого отца, взяв на себя все бытовые заботы.
Вера прожила с отцом до конца его жизни. Замуж так и не вышла. О ней мало кто хорошо отзывался. В том числе хорошо знавший семью Репиных Корней Чуковский. По его воспоминаниям, Вера Ильинична не задумываясь продавала картины отца, а на вырученные деньги покупала себе серёжки. Была, по его словам, "лжива, труслива… и тупа умом и сердцем". Вот такая резкая критика…
После смерти отца Вера Ильинична переехала в Хельсинки, где и умерла в 1948 году.