Найти тему
Человек

Системное мышление в дизайне

Оглавление

Системный анализ не дает четкого определения проблем, которые могут быть решены проектировщиками. Вместо этого, дизайн отходит от сложности ситуаций и окружения и переходит к препятствиям и проблемам, с которыми сталкиваются люди в конкретных ситуациях. Дизайн - это превращение окружающей среды в среду для человека.

https://pixabay.com/ru/photos/бабочка-рабочий-стол-красивая-3222091/
https://pixabay.com/ru/photos/бабочка-рабочий-стол-красивая-3222091/

Концепция систем в дизайне

Каждый дизайнер, независимо от своей философии, школы практики или подхода к проектированию, признает, что это характеризует:

  • начало восприятия проблемы для запроса на проектирование;
  • продукт;
  • методы практики проектирования;
  • стратегии;
  • контекстуальные и экономические обязательства;
  • социальные и культурные взаимозависимости.

Каждый продукт представляет собой систему частей, работающих вместе для достижения общей цели, будь то графическое отображение типографии, изображений, цвета на плакате, последовательность запланированных действий, коммуникаций и обмена услугами или любого другого человеческого взаимодействия или сложность динамических и развивающихся организаций, сред и систем. Более того, разработчики уже давно признали, что продукция функционирует в рамках более широких систем.

Вальтер Гропиус выражает эту идею в "Сфере тотальной архитектуры", где он объясняет культурное значение создания Баухауса как конструктивного ответа на разруху Первой мировой войны. Общая архитектура, к которой он обращается, является архитектурным искусством, где "архитектурное" означает не архитектуру, как отдельную отрасль дизайна, а всеобъемлющий принцип всего дизайна, систему искусств и методов, более соответствующую первоначальному значению архитектурного в философии. В свою очередь, он обращается к сотрудничеству отдельных лиц как части целого, работающих вместе в координации для достижения общей цели - системы методов на практике.

Система работы в координации символизирует кооперативный организм общества, дальнейшую систему, которая окружает и обуславливает работу дизайна. Для этого потребуются целые коллективы сотрудников и помощников, люди, которые будут работать не как оркестр, подчиняющийся дирижеру, а независимо, хотя и в тесном сотрудничестве во имя общего дела. Таким образом, Баухаус был открыт в 1919 году с конкретной целью реализации современного архитектурного искусства, которое, подобно человеческой природе, должно было быть всеобъемлющим по своему охвату.

Гропиус признал, что все отрасли дизайна, работая вместе, предлагают способ создания более совершенных систем, способных противостоять разрушительным элементам человеческого поведения и устаревшим обычаям. Обсуждается важность понимания дизайна и продуктов в контексте природных, технологических, биологических и разнообразных социальных систем с их экономическими, психологическими и социологическими требованиями. Взаимосвязь со всеми этими системами, раскрывает компоненты функционального дизайна.

Концепция функциональности – это системная концепция, имеющая множество аспектов. С самого начала системы и системное мышление были актуальной и часто оживленной темой для обсуждения, представляя практическую работу дизайнеров в более широком контексте.

Системы и способы мышления

Среди различных определений системы имеется несколько групп определений, которые повторяются в литературе, в различных словарях и в конкретных дисциплинах. В свою очередь, эти определения опираются на небольшое число ключевых терминов, которые сами по себе повторяются по отдельности или структурированы в шаблонах. Некоторые из ключевых терминов:

  • расположение,
  • сборка,
  • агрегат,
  • комплект,
  • набор,
  • группа,
  • организация,
  • схема,
  • план.

Эти термины часто объединяются или делятся на произвольные и иногда хаотичные. Например, в Оксфордском словаре английского языка система определяется как "совокупность взаимосвязанных элементов с целью формирования сложного целого". Словари являются полезным источником общепринятых определений при условии, что они выходят за рамки определений, содержащихся в книге, и позволяют найти идеи, которые стоят за ними и приводят к появлению новых определений.

Словари - это социально-культурные документы, отражающие различные виды использования и толкования терминов, возникшие в человеческом сообществе в течение длительного периода времени. Кроме того, определения в словаре часто отражают различные точки зрения и философские предположения, лежащие в основе их общего использования. Определения систем подразделяются на четыре широких кластера, каждый из которых представлен одним из ключевых терминов или тем. Кроме того, в схеме определений присутствует логика. Каждое определение базируется на различном способе мышления:

  1. Способ взаимодействия с окружающей средой;
  2. Способ мышления о мире;
  3. Способ осмысления того, что мы испытываем;
  4. Способ руководства исследованиями и практическими действиями.

Моды мышления обсуждаются философом Ричардом Маккином как способ различения значений важных терминов, встречающихся в практической деятельности и теоретической рефлексии. Он выделяет четыре способа мышления, каждый из которых основан на различных философских предположениях. Кроме того, он утверждает, что образ мышления является взаимоисключающим и формально исчерпывающим. Таким образом, он описывает способы мышления:

Даже в не технических соображениях мышления можно выделить четыре способа мышления: это процесс, посредством которого составляются части, или приближается погружение в истину, или решаются проблемы, или интерпретируются произвольные формулировки. (Маккин)

Хотя Маккин на протяжении своей долгой карьеры занимался решением проблем в самых разных дисциплинах, его работа в период с 1968 по 1972 год имеет особое значение для дизайна. В таких эссе, как "Использование риторики в технологический век", «Архитектурное изобразительное искусство", "Философия коммуникаций и искусств" и "Факты и ценности в философии культуры" Маккин закладывает основы гуманистического подхода к коммуникации и строительству, который имеет значение для развития теории и практики в дизайне.

Четыре способа мышления очевидны в четырех широких кластерах широко используемых определений системы:

Система - это аранжимент, взаимодействующих частей или тел, объединенных под действием смежных сил. Иногда сборка заменяет собой компоновку, но общий смысл очевиден. Ключевой термин часто встречается в дискуссиях по тем или иным наукам, таким как физика или химия. Но это может происходить при обсуждении других явлений, таких как социальные науки или экономика. Эти части, как правило, являются физическими или материальными объектами, и силы, оказывающие влияние на эти части. Обычно рассматриваются как естественные, хотя часто с дополнительными силами конвенций, поведения человека, закона и обычаев, которые также являются значительными.

Система – это строительство, в ходе которого детали соединяются в единую конструкцию или сборку. Она основана на предположении наименьшего количества частей и на идее, что не существует единого целого, за исключением комбинации частей под влиянием внешних сил.

Система - это вывод гармоничного, упорядоченного взаимодействия. Акцент здесь делается на состояние, центральное свойство всего. В этом определении нет упоминания о частях или элементах. Отличительной чертой системы, скорее, является источник порядка и гармонии, источник, выходящий за рамки отдельных частей. Детали могут быть любого рода - материальные, физические или иные. Нет абсолютно никаких деталей, до которых система может быть уменьшена. Вместо этого, система объединяет части любого рода или масштаба в упорядоченное и гармоничное целое, основанное на трансцендентной причине, идее или принципе.

Система – ассимиляция, процесс аппроксимации истин или принципов, которые организуют явления. Она основана на предположении, что в ней нет ни одной части и что существует онтологический объединяющий принцип. Действительно, система может быть самоорганизующейся перед лицом внешних сил, с логикой или рациональностью в целом, выходящей за рамки потребностей и конфликтов внешних сил.