Лаосский термин "peng lao deum" (традиционные лаосские произведения) проводит различие между классической придворной музыкой (в основном Луангпхабанга) и неклассическими народными традициями. Однако исторические свидетельства указывают на то, что древняя кхмерская музыка оказало сильное влияние на классическую традицию коренных народов.
Король Фа Нгум вырос и получил образование в Ангкор-Вате, и принес с собой кхмерские традиции, когда в 1353 году он основал королевство Лансанг и первый центр придворной музыки.
В 1828 году сиамцы установили контроль над регионом и постепенно внедрились в музыкальные традиции двора.
Лаосская классическая музыка тесно связана с сиамской классической музыкой. Лаосский классический оркестр (известный как piphat ) можно разделить на две категории: Sep Nyai и Sep Noi (или Mahori ).
Sep Nyai оркестр исполняет церемониальные и формальные музыки и включают в себя: два комплекта гонгов (конг - вонги) , ксилофон (lanat), гобой ( PEI или Salai ), два больших барабана (Хлонг) и два комплекта тарелок (син).
Sep Noi, способный играть популярные мелодии, включает в себя два смычковых струнных инструмента: So U и So I, также известных индейцам. Эти инструменты имеют длинную горловину или гриф и небольшой звуковой блок. Этот звуковой блок сделан из бамбука в So U и из кокоса в So I. Оба инструмента имеют две струны, и лук скользит между этими двумя струнами, которые настроены на пятый разрыв и всегда играют вместе. Sep Nyai - это строго перкуссия и гобой.
Ансамбль Sep Noi (или Махори) может включать несколько кхенэ. В этом отношении оркестры Sep Noi заметно отличаются от оркестров махори Камбоджи и Сиама.
Классическая придворная музыка исчезла из Лаоса после коммунистического переворота власти в 1975 году.
Королевский лаосский оркестр, состоящий из музыкантов бывшего двора короля, переехал в Ноксвилль и Нэшвилл (штат Теннесси) в США и попытался продолжить там традицию классической придворной музыки.
Коммунистическое правительство считало классическую придворную музыку "элитарной" и интегрировало кхен в пифат, придав ему уникальный лаосский колорит. Модифицированный ансамбль получил название "махори", ранее используемое в Таиланде и Камбодже для обозначения ансамбля, в котором доминируют струнные инструменты, исполняемые на свадьбах и других общинных мероприятиях.
Его новое использование должно было отражать роль модифицированного piphat как ансамбля для развлечения всех людей.
Некоторые этномузыковеды считают, что древние музыкальные традиции кхмерского народа, а также различные формы народной музыки, связанные с древнейшими видами индийской музыки, которые в основном исчезли в самой Индии, лучше всего сохранились в Лаосе.
Они утверждают, что в классической музыке Лаоса используется отпущенная гептатоническая шкала, известная древним индусам как "небесная шкала" (грама Гандхары), которая делит октаву на семь равных частей.
Театр
Древние традиции способствовали дальнейшему развитию других исполнительских видов искусства.
Во второй половине XIX века, по мере роста урбанизации в Юго-Восточной Азии, приведшей к появлению новых популярных жанров музыкального театра, в Лаосе появился театральный производный от lam pheun, известный как lam luang.
Считается, что Lam luang, сочетание пения и повествования с импровизацией, актерским мастерством и танцами, в исполнении музыкального сопровождения, возникло, когда певец начал играть все роли в своей истории, меняя свой костюм и движения с каждым персонажем.
Под влиянием сиамцев, Камбоджи и Вьетнама, lam luang привлек к участию в проекте до 30 исполнителей, исполняющих различные роли. С самого начала музыкальное сопровождение включало в себя как традиционные лаосские, так и западные инструменты.
В 1972 году патетлаосцы основали на севере страны Центрально-лаосскую оперу (Лам-Луанг) для популяризации лам-луанга в качестве национального народного искусства. Хотя лам луанг больше не пользуется популярностью в городах, он сохранил свою привлекательность в сельской местности Лаоса и часто используется в качестве средства просвещения населения по социальным вопросам.