Найти тему
Речьблог

Общее недоразвитие речи. Чем грозит?

Оглавление
Изображение взято из открытого источника yandex.ru
Изображение взято из открытого источника yandex.ru

ОНР (общее недоразвитие речи)

Это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи при нормальном слухе и интеллекте.
Ребенка с ОНР отличают трудности при социальном взаимодействии, тревожность, беспокойное поведение, заниженная самооценка. Речь детей с ОНР характеризуется бедностью словарного запаса, наличием аграмматизмов, дефектами произношения и нарушением образования грамматических форм слова.

Недоразвитие речи может иметь различное происхождение. Чаще всего причинами ОНР выступают:

• перинатальное поражение ЦНС или неблагоприятное течение беременности в целом;
• осложненная родовая деятельность;
• наследственность;
• недостаток речевого общения;
• неблагоприятные социальные условия;
• билингвизм (попеременное использование в общении двух языков).

К причинам ОНР также можно отнести употребление алкоголя и наркотиков в период беременности, травмы мозга ребенка в раннем детстве и нервно-психическую слабость.

Изображение взято из открытого источника yandex.ru
Изображение взято из открытого источника yandex.ru

Уровни ОНР

Педагог Левина Р. Е. выделяет 3 уровня общего недоразвития речи.

I уровень речевого развития

Для первой ступени характерно практически полное отсутствие словесных способов взаимодействия. Так, дети в 5-6 лет имеют явно недостаточный словарный запас и пользуются в речи звуковыми подражаниями, сопровождающимися своеобразными жестами (машина – это «би-би», дедушка – «де»). Один и тот же предмет при различных обстоятельствах может называться разными словами. Вместо названий действий чаще всего озвучиваются наименования самих предметов («играть с куклой» – это просто «ку»). Речь, состоящая из фраз, практически отсутствует, а понимание предложений вне ситуации затруднено и ограничено.

II уровень речевого развития

На данном уровне у ребенка расширяется активный словарный запас, он начинает употреблять в речи личные местоимения и предлоги (нечасто), наречия и прилагательные. Восьмилетние дети могут достаточно понятно говорить о себе, о близких людях, о часто повторяющихся ситуациях. Однако агграматизм – нарушение восприятия предложений – на этой ступени все еще отчетливо выражен. Формируется умение использовать в разговоре фразы, улучшается понимание предложений, но проговаривание звуков, как правило, еще очень затруднено (шесть – «сес»). Часто дети заменяют необходимое слово на другое, схожее с ним, но используют при этом частицу «не» (дождь – «вода не»). Сложные слова ребенок произносит с большим трудом и порой искажает их до неузнаваемости (велосипед – «лапед»).

III уровень речевого развития

Среди характеристик этого уровня — активное использование простых предложений с неточным употреблением множества обиходных слов. Так, в 11-12 лет дети могут сказать «кровать» вместо «диван» или «продавец» вместо «кондуктор». Также заменяются между собой слова, схожие по звучанию. Прослеживаются ошибки в падежах, в простых предлогах, все еще сохраняются дефекты произношения. Отчетливо проявляется неспособность к построению сложных предложений.

IV Уровень речевого развития

Для данного уровня характерны незначительные нарушения слоговой структуры слов(перестановка слогов в слове или их пропуск), наблюдается несколько вялая артикуляция звуков(говорит нечетко из-за малой подвижности губ и языка), нарушения понимания смысла отдельных фраз(в основном - пословиц, поговорок, фраз со скрытым смыслом) и лексических значений многозначных слов(ребенок выделяет лишь одно значение слова, когда их намного больше: ручка - 1.принадлежность для письма; 2.дверная ручка; 3.конечность человека). Обнаруживается несильное различие объема словарного запаса по сравнению с нормой. Большинство ошибок возникают при словообразовании.

Во избежание негативных последствий родителям ребенка с ОНР очень важно вовремя получить помощь квалифицированного специалиста.

Изображение взято из открытого источника yandex.ru
Изображение взято из открытого источника yandex.ru

Возможные последствия и помощь

Игнорирование проблемы может привести к следующим неблагоприятным последствиям:

• развитие у ребенка дислексии (нарушения чтения) и дисграфии (расстройства письма);
• сильное торможение развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), значительное снижение умственных способностей;
• отсутствие умения выстраивать отношения с окружающими, в дальнейшем – полное непринятие себя;
• возникновение эмоционально-волевых и поведенческих расстройств;
• развитие неврозов и психических нарушений.

Наибольшую эффективность при ОНР оказывает комплексное лечение. Такая помощь включает в себя систематические занятия с логопедом, специальный массаж артикуляционной мускулатуры (от 8 курсов) и прием медикаментов, улучшающих кровоснабжение головного мозга. Любые лекарственные средства необходимо использовать только после консультации квалифицированного специалиста.

Самое главное – заняться решением проблемы своевременно.


Вам так же может быть интересно:
Фонетическое недоразвитие речи (ФНР)
Задержка речевого развития (ЗРР)
Нарушения темпа речи


Не забывайте посетить наш сайт😉

Подписывайтесь на канал, это поможет его продвижению, ставьте лайки, если статья понравилась, делитесь своим мнением в комментариях и задавайте вопросы :)