ОНР (общее недоразвитие речи)
Это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи при нормальном слухе и интеллекте.
Ребенка с ОНР отличают трудности при социальном взаимодействии, тревожность, беспокойное поведение, заниженная самооценка. Речь детей с ОНР характеризуется бедностью словарного запаса, наличием аграмматизмов, дефектами произношения и нарушением образования грамматических форм слова.
Недоразвитие речи может иметь различное происхождение. Чаще всего причинами ОНР выступают:
• перинатальное поражение ЦНС или неблагоприятное течение беременности в целом;
• осложненная родовая деятельность;
• наследственность;
• недостаток речевого общения;
• неблагоприятные социальные условия;
• билингвизм (попеременное использование в общении двух языков).
К причинам ОНР также можно отнести употребление алкоголя и наркотиков в период беременности, травмы мозга ребенка в раннем детстве и нервно-психическую слабость.
Уровни ОНР
Педагог Левина Р. Е. выделяет 3 уровня общего недоразвития речи.
I уровень речевого развития
Для первой ступени характерно практически полное отсутствие словесных способов взаимодействия. Так, дети в 5-6 лет имеют явно недостаточный словарный запас и пользуются в речи звуковыми подражаниями, сопровождающимися своеобразными жестами (машина – это «би-би», дедушка – «де»). Один и тот же предмет при различных обстоятельствах может называться разными словами. Вместо названий действий чаще всего озвучиваются наименования самих предметов («играть с куклой» – это просто «ку»). Речь, состоящая из фраз, практически отсутствует, а понимание предложений вне ситуации затруднено и ограничено.
II уровень речевого развития
На данном уровне у ребенка расширяется активный словарный запас, он начинает употреблять в речи личные местоимения и предлоги (нечасто), наречия и прилагательные. Восьмилетние дети могут достаточно понятно говорить о себе, о близких людях, о часто повторяющихся ситуациях. Однако агграматизм – нарушение восприятия предложений – на этой ступени все еще отчетливо выражен. Формируется умение использовать в разговоре фразы, улучшается понимание предложений, но проговаривание звуков, как правило, еще очень затруднено (шесть – «сес»). Часто дети заменяют необходимое слово на другое, схожее с ним, но используют при этом частицу «не» (дождь – «вода не»). Сложные слова ребенок произносит с большим трудом и порой искажает их до неузнаваемости (велосипед – «лапед»).
III уровень речевого развития
Среди характеристик этого уровня — активное использование простых предложений с неточным употреблением множества обиходных слов. Так, в 11-12 лет дети могут сказать «кровать» вместо «диван» или «продавец» вместо «кондуктор». Также заменяются между собой слова, схожие по звучанию. Прослеживаются ошибки в падежах, в простых предлогах, все еще сохраняются дефекты произношения. Отчетливо проявляется неспособность к построению сложных предложений.
IV Уровень речевого развития
Для данного уровня характерны незначительные нарушения слоговой структуры слов(перестановка слогов в слове или их пропуск), наблюдается несколько вялая артикуляция звуков(говорит нечетко из-за малой подвижности губ и языка), нарушения понимания смысла отдельных фраз(в основном - пословиц, поговорок, фраз со скрытым смыслом) и лексических значений многозначных слов(ребенок выделяет лишь одно значение слова, когда их намного больше: ручка - 1.принадлежность для письма; 2.дверная ручка; 3.конечность человека). Обнаруживается несильное различие объема словарного запаса по сравнению с нормой. Большинство ошибок возникают при словообразовании.
Во избежание негативных последствий родителям ребенка с ОНР очень важно вовремя получить помощь квалифицированного специалиста.
Возможные последствия и помощь
Игнорирование проблемы может привести к следующим неблагоприятным последствиям:
• развитие у ребенка дислексии (нарушения чтения) и дисграфии (расстройства письма);
• сильное торможение развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), значительное снижение умственных способностей;
• отсутствие умения выстраивать отношения с окружающими, в дальнейшем – полное непринятие себя;
• возникновение эмоционально-волевых и поведенческих расстройств;
• развитие неврозов и психических нарушений.
Наибольшую эффективность при ОНР оказывает комплексное лечение. Такая помощь включает в себя систематические занятия с логопедом, специальный массаж артикуляционной мускулатуры (от 8 курсов) и прием медикаментов, улучшающих кровоснабжение головного мозга. Любые лекарственные средства необходимо использовать только после консультации квалифицированного специалиста.
Самое главное – заняться решением проблемы своевременно.
Вам так же может быть интересно:
Фонетическое недоразвитие речи (ФНР)
Задержка речевого развития (ЗРР)
Нарушения темпа речи
Не забывайте посетить наш сайт😉
Подписывайтесь на канал, это поможет его продвижению, ставьте лайки, если статья понравилась, делитесь своим мнением в комментариях и задавайте вопросы :)