Найти тему
Владимир Мухин

Настоящий полковник

Оглавление

Несмотря на свои 97 лет военный летчик Константин Данилов ездит за рулем и пишет мемуары.

Летчик Константин Данилов
Летчик Константин Данилов

Участнику войны, летчику первого класса, бывшему командиру эскадрильи дальней бомбардировочной стратегической авиации Константину Данилову 97 лет. В свое время он летал на двенадцати типах самолетов, а сегодня водит «Ладу Гранта». Константин Александрович - автор нескольких книг. Удостоен двадцати правительственных наград, в том числе ордена Ленина. 

Родился Данилов в 1921 году в Сатке в семье рабочего. Рано остался без родителей. Мама умерла, когда Косте исполнилось три года. Константин Александрович даже лица ее не помнит. Через пару лет умер отец, некоторое время мальчик жил с бабушкой.
– Как-то бабушка собрала нас с братом, накормила блинами и отдала родному дяде Коле в работники, – вспоминает Константин Данилов. – Трудились по хозяйству. 
Когда закончил «семилетку», Костя попросил дядю отправить его в Свердловск, где жили родственники. Тогда был объявлен дополнительный набор в архитектурно-строительный техникум, куда и поступил Константин. Закончил его в 1940 году. Учился в аэроклубе. Заодно летал на «У-2».

Две повестки и приказ Сталина


– Мне принесли две повестки сразу: в армию и в летное училище. Я пошел в военкомат, а там говорят: мы вас примем, будете в авиации охранять ангары, – рассказывает Данилов.
Пошел посоветоваться к двоюродному брату, дяде Лене, который воспринял все очень серьезно: «Знаешь, вот-вот начнется война, поэтому иди в летное училище, там тебя научат воевать. Иначе будешь на фронте как пушечное мясо».
Повестку в армию Данилов порвал и поступил в военное училище. 
– Приехал в Пермское летное училище, – вспоминает он. – Выпускники идут строем в столовую, поют, в новенькой форме, скрипя кожаными ремнями. Мы (новобранцы) думаем: «Через год такие же будем», а через год, когда закончили бомбардировочное училище в Новосибирске, нам присвоили «высокое» звание – «сержанты». В каких гимнастерках были, в таких и остались.
Шел август 1941-го. Немец продвигался к Москве. Новоявленные летчики ждали направления. Однако пришел приказ Сталина – оставить их инструкторами, чтобы готовить летный состав для фронта.

Константин Александрович издал книгу мемуаров
Константин Александрович издал книгу мемуаров

Седин не опозорили


Первый поток школы состоял из 36 летчиков. По такому случаю состоялся большой банкет, на котором первый секретарь обкома ВКП (б) Михаил Кулагин произнес памятные слова (которые обычно говорил отец сыну, провожая на войну): «Будьте храбрыми, будьте смелыми в бою. Не опозорьте седин моих». Это напутствие особенно врезалось в память. Ему Константин следовал всю жизнь. 

Четыре военных года Данилов был инструктором, в летной школе, потом подразделение расформировали, а Константина направили в Польшу, в резерв главного командования. Через некоторое время Данилова отправили в Могилев летать на американских бомбардировщиках Б-25. Через полтора года новое назначение – в полк дальней авиации на советские бомбардировщики Ту-4.
– Собрали инструкторов, посадили на новые машины, – рассказывает ветеран. – Замечательный четырехмоторный самолет оказался. 

  • Ни разу не отказывала военная техника. Данилов пролетал на Ту-4 одиннадцать лет. Потом перевели на реактивный Ту-16, новейший по тем временам бомбардировщик. «Потолок» - 12 километров, скорость 1200 километров в час.
ту-4. Фото с сайта wart.hunder.ru
ту-4. Фото с сайта wart.hunder.ru

Самолет с атомной бомбой


В 50-х годах прошлого века несли дежурство в Крыму. Замкомандира эскадрильи Данилов заступил на дежурство. Обычно по части дежурил офицер в более высоком звании. Но доверили Данилову, потому что уважали. А тут комиссия приехала из Москвы – несколько «летных» полковников, проверяют аэродром. Рядом на базе, между прочим, хранились атомные бомбы.
Проверяющие дали задание – подготовить один самолет с атомной бомбой. Нужно сказать, что тогда вдоль границ СССР летали американские бомбардировщики с ядерным оружием. Константин Александрович дал задание летчику Михаилу Сорокину загрузить атомную бомбу. Он загрузил, выруливает на взлетную на бомбардировщике на взлетную полосу. Вдруг один из проверяющих начинает повторять: «дайте отбой». Данилов не  отвечает.
– Ну, думаю, подождете, – признается Данилов. – Вы там, в Москве шоколад кушаете, черной икрой заедаете. Приехали проверять. А мы, что здесь, «дурака валяем»?

Посмотрел на полковника, а у того лицо белое, как лист бумаги. И тут же Константин Александрович сложил руками «крест», показав летчику, мол, давай, заруливай обратно.

Задание выполнено. Кремль «разбомблен»


Однажды Константин Данилов, уже будучи командиром эскадрильи, участвовал в необычных учениях. Получил задание вылететь на самолете без опознавательных знаков и «разбомбить» Кремль. 
Взлетел рано, когда все спали. Экипаж Ту-16 – шесть человек. От аэродрома Кубинка до Москвы – 450 километров. Дал команду доложить обстановку. Никто из экипажа ничего не увидел. Данилов посмотрел сам, разглядел две точки. Сбавил скорость, довернул самолет на перехватчики, так, чтобы они не вышли в хвост. Когда МИГ-19 проходил справа, его можно даже было легко сбить из пушки. Истребитель «ушел» примерно на 80 километров. Развернулся, возвращается, из хвоста у него черный шлейф идет, видно, форсаж включил, но догнать не может. Пролетели над Кремлем, Данилов сбавил газ, развернулся, условно поразив цель.
– Этот случай нужно в академии Генштаба разбирать, – вспоминает он.
Когда сели, летчик истребителя подошел и высказал свое недовольство. Даже обзывался. Мол, он ас-истребитель, а тут такой конфуз. Командир полка на разборе полета прямо сказал: «Следует учитывать, что у противника таких опытных летчиков могут быть лишь единицы».

Позже в часть приезжал корреспондент. Правда, по словам Константина Александровича, написал в газете всякую ерунду. Зато Данилов получил гонорар – аж восемь рублей.

Лучшая эскадрилья


Демобилизовался Константин Александрович в 1959 году. Этому событию предшествовала длительная болезнь. Скорее всего, сказалось плохое питание в детстве и юности. Болел сильно, поэтому комполка отправил его лечиться в госпиталь. Приехал через несколько месяцев, как раз в то время, когда его эскадрилью проверяла комиссия во главе с маршалом авиации Сергеем Руденко.
– Подхожу, – вспоминает ветеран. – Руденко и говорит: «Полковник Некрасов, вы говорили, что эскадрилья Данилова худшая, но комиссия проверила и никаких замечаний не выявила, а такое у нас очень редко случается». Маршал даже сфотографировался на память с летчиками. Понятно, что у Данилова появилась обида на полковника. Фотографироваться не стал. Получил инвалидность. Пожилой военврач посоветовал уезжать туда, где родился, «тогда все твои болезни пройдут». Действительно, приехал в Свердловск и через какое-то время «болячки» исчезли. После службы в армии Константин Александрович более 30 лет проработал в инспекции госархитектуры в правительстве Свердловской области. Говорит, был лично знаком с Ельциным, принимал у него построенные дома. 
Месяц назад Константин Данилов переехал из Екатеринбурга в Миасс. Здесь живут его внуки.

«Забрали отца и седло»


«Отец  Данилов Александр Николаевич отслужил срочную службу в казацком кавалерийском полку на Урале. В гражданскую войну был на стороне красных. Участвовал в обороне Сатки от белочехов, но силы были не равны, он попал в плен (большинство мужчин в это время были отправлены на фронт против генерала Дутова). В музее города Сатка висит портрет моего отца, а школа у пруда называется «опорная», ее до конца обороняли наши. Когда пленных – моего отца и Зуева – вели на расстрел, рабочие, шедшие утром на смену, отбили их у белочехов. Они разбежались. Отец скрывался, но однажды, когда он был дома у матери, пришли жандармы, забрали отца и седло и отправили в тюрьму в город Златоуст. Туда с передачами ездила его мама, Данилова Анна Петровна. Потом по Уралу шли солдаты Блюхера, освобождали заключенных, и поэтому отец остался жив».

Из книги Константина Данилова 
«Я летал на самолетах, летаю и буду летать»

Прим. Статья написана в 2016 году, когда Константину Данилову было 94 года.

Владимир МУХИН