Возле хутора Воскресенского нашли шесть усадеб времен Горгиппии и древнее шоссе. Торговый путь, предположительно, построили 2 200–2 400 лет назад. Участок каменной дороги, остатки стен, посуду и утварь далеких времен обнаружили во время археологических изысканий, которые сейчас идут на месте строительства будущей дороги-обхода на Крымский мост.
Проезжая по Симферопольскому шоссе вы, наверняка, видели горы земли и экскаваторы. А что происходит там, внутри загадочного мира под названием «раскопки»? Вооружившись фотоаппаратом и удостоверением журналиста, я отправилась… в прошлое.
- А Вы в рептилоидов верите? - очень серьезно спросил меня бородатый парень в робе. Он стоял на корточках и маленьким ножичком аккуратно освобождал камень из земляного панциря.
Я, честно говоря, растерялась, потому как пришла расспрашивать про древних греков, и беседы о внеземных цивилизациях сюда как-то не очень вписывались…
- Вот и хорошо! - улыбнулся копатель. - А то приезжали как-то к нам телевизионщики с одного федерального канала, так всё сенсацию искали, инопланетян в каждом камне увидеть мечтали. А Вам сенсация не нужна? И сокровища, надеюсь, тоже?
Так меня встретили на раскопках у Воскресенского. С улыбкой, желанием рассказать и показать, поделиться не только находками, но и своими рассуждениями, надеждами… и некоторым снисходительным опасением, что, мол, опять пришли за «жареным», а главного-то и не разглядят.
Сокровища… в помойках
- Все спрашивают: «А золото вы находите?», - рассказывает кандидат исторических наук главный научный сотрудник ООО «Инженерно-технический центр специальных работ» Павел Соколов, который провел для меня экскурсию. - А вот Вы сами скажите: сейчас 5 000 рублей часто на дороге валяются? То-то и оно. Мы работаем с поселениями, из которых по тем или иным причинам ушли люди. А когда человек покидает свое жилище, он вряд ли оставит что-то ценное или полезное. Поэтому находим мы, как правило, или сломанное, или спрятанное, или потерянное. Вот из последнего разряда медных и бронзовых монет много уже раскопали: мелкие оболы, лепты, тетрахалки. Чтоб Вы понимали: несколько оболов хватало на пропитание на один день.
Небольшие клады все же попадаются. Недавно нашли кувшин с пятью бронзовыми монетами. В III веке до н. э. в Боспорском царстве была нестабильная ситуация, поясняет археолог. За Кубанью жили скифы, с которыми у местных был налажен контакт. Потом они начинают меняться на сарматское население, и, видимо, последние стали как-то давить на меотов, синдов, которые здесь жили.
- Возможно, тогда эта округа и заброшена людьми, - рассуждает Павел. - Здесь как раз часто находят клады с 5–10 монетами указанного периода.
Но это, скорее, исключение. Самое ценное и всегда многообещающее для археологов – помойка… За домами, в так называемых хозяйственных ямах, находят сломанные масляные лампы, застежки, детали от ткацких станков, разбитые амфоры.
- В одной из ям под Воскресенским полный комплект «бременских музыкантов» обнаружили, - шутят археологи и тут же поясняют, что имеют в виду именно сказку братьев Гримм, а не советский мультик. - Никаких останков людей, только кости животных.
Поля античного наследия
- В археологии сейчас много находок, материала, который надо научно обобщать, анализировать, - говорит Павел Соколов. - По сути, нового ничего выкапывать не нужно, нам бы разобраться с тем, что уже нашли. Мировая тенденция такая: копать только там, где есть угроза разрушения, например, в результате застройки, как это происходит у нас сегодня.
Уже почти полгода археологи трудятся на «делянке» в 60 тысяч квадратных метров, которая попала в зону строительства обхода на Крым. Согласно федеральному закону, в местах возможного расположения памятников культурного наследия, прежде чем приступать к возведению капитальных строений, необходимо произвести археологические изыскания. Именно поэтому заказчик работ ФКУ УПРДОР «Черноморье» и пригласил археологов. Если бы не это, возможно, мы бы так и не узнали, что под полями подсолнечника целое поселение…
- Мы прокопали не много, примерно 150–170 см, - говорит мой экскурсовод. - На камнях, оставшихся от стен, видны следы от плугов – сеяли и копали буквально по верхам древних усадеб.
Всего их обнаружили шесть. Напоминаю, речь идет только об отведенном под изыскания участке. Если копануть дальше, скорее всего, «всплывут» и другие…Археологи говорят, что здесь был своего рода сельский округ Горгиппии.
- Возможно, судя по тому, как строился греческий полис, семья жила в городе, а в усадьбе обитали их наемники с рабами, вели хозяйство, выращивали пшеницу, виноград, - рассказывает археолог. - Здесь собирали урожай, везли в город, там уже обрабатывали, делали вино, а зерно отправляли в Грецию. Обратно, из Греции, доставлялось вино более высокого качества, об этом говорят найденные в земле осколки амфор, характерные для греческих городов.
Также в полях Приморского округа обнаружили столовую чернолаковую посуду, маленький лекиф (сосуд под ароматические масла). Попадаются находки эпохи бронзы. Например, каменный топор или дольмен. Два фрагмента портальных плит дольмена с характерным круглым отверстием лежали в хозяйственной яме. Видимо, греки использовали их уже для своих целей как стройматериал.
Дольмены (от брит. taol maen — каменный стол) — древние погребальные и культовые сооружения, относящиеся к категории мегалитов (то есть к сооружениям, сложенным из больших камней). Название происходит от внешнего вида приподнятой на каменных опорах плиты, напоминающей стол.
Из античного попадаются интересные терракотовые статуэтки с хорошо сохранившимися фигурами людей. Например, мужской торс с руками и ногами. Но это, по мнению археологов, все же предсказуемые и, можно сказать, традиционные находки.
Нашли, чтобы потерять
- Самое интересное здесь – эта дорога, - показывает Павел на изогнутую линию камней примерно четыре метра шириной. - Мы даже поспорить по ней успели. Когда раскопали две каменные параллельные стены, зависли… Что это? То ли крепость, то ли дом… Но один из главных принципов археологии гласит: «Если что-то непонятно – копайте глубже». Расчистили дальше и нашли середину, которая слегка просела. Почему? Есть версия, что в V–IV веках до н. э. здесь могли быть очень сильные землетрясения и именно из-за них появились эти провалы.
- Но самое главное, стало ясно – перед нами дорога, которая отходит от одной из найденных усадеб, - рассказывает археолог. - Но куда и зачем? Рассуждали так: возможно, найденные стены являются остатками общественного здания или храма. Но если бы это был город, тогда вполне вероятно. На сельхозугодьях – очень вряд ли. Плюс внутри остова здания нашли следы печи, а снаружи восемь зернохранилищ.
- Вывод пока один – это торговый путь, - говорит Павел Соколов. - Не просто дорога, а серьезных масштабов трасса, ведущая в город, которая проходит под современным Симферопольским шоссе, под железнодорожным вокзалом… Много есть информации о римских дорогах, самая знаменитая из которых – Аппиева дорога в Рим. Они лучше выглядят, технология строительства, видимо, была более совершенной. В Танаисе (под Ростовом-на-Дону) исследовали не очень давно древнюю загородную дорогу. А в округе Горгиппии эта первая.
И всё это… уничтожится. Вы представляете? Поселение, которому почти 2 500 лет!.. Его подняли из недр земли, чтобы утратить навсегда? Задача археологов – раскопать, сделать разрезы стен, чтобы понять, как это строилось, собрать максимум возможной информации, отфотографировать, зарисовать и передать территорию строителям.
- А если нарыть все это куполом, представляете, какой вид с обхода будет? - Павел мечтательно обводит взглядом раскопки. - Во-первых, уже сейчас это самый настоящий музей под открытым небом. Во-вторых, если копнуть глубже… Ведь дорога и усадьбы – это примерно IV–II века до н. э. А вот некоторые хозяйственные ямы, которые мы здесь обнаружили, на пару веков старше. Уже сейчас понятны масштабы найденных объектов, осталось их дорасчистить, раскрыть до конца – и готовое место паломничества для туристов.
Похожая ситуация была в прошлом году возле Керчи, когда проводили раскопки под железнодорожным подходом к Крымскому мосту. Там тоже работало ООО «Инженерно-технический центр специальных работ».
- Мы нашли усадьбу Манитры, - рассказал Сколов. - Это порядка четырех тысяч квадратных метров сплошной застройки. Стены хорошо сохранились до метровой высоты, планировку отлично видно, элементы интерьера, колонны, столы каменные. Ходили долго сокрушались, что жалко всё это будет разбирать, ведь если раскопки законсервировать, можно использовать как туристический объект. И в итоге дорогу решили сдвинуть! Да, расходование денег, времени. Но на это пошли. Передали древнюю усадьбу на баланс Керченскому музею-заповеднику, они будут ее до ума доводить, закончат исследования.
Если про анапские усадьбы говорить, чаще публиковать о них информацию, то и у нас есть шанс… Да, очень и очень слабый. Но если молчать, то вовсе никакого…
Археология – это следствие, которое опоздало на несколько тысячелетий. Что-то случилось, а мы теперь копаем и восстанавливаем цепочку событий, выясняем, что же все-таки произошло.
«Строим дорогу между прошлым и будущим» – так назвал обход на Крым сварщик Евгений Морозов, когда я подошла спросить, что, по его мнению, здесь происходит.
- Дорога древних греков – это своего рода мостик, который поможет понять, как развивалась Горгиппия, что произошло с ее жителями… - охарактеризовал находку научный сотрудник Павел Соколов.