Предпринимательнице из российской глубинки Елизавете Ивановне Анпилоговой могут позавидовать многие тридцати - сорокалетние женщины. В свои 66 лет она выглядит молодой, бодрой, активной. Она знает одно чудодейственное средство, которое дает ей энергии и молодости. Средство это готовится на основе хмелевых шишек. По- просту говоря, это опара, которую издревле делали сельские домохозяйки.
- Помню, в детстве мама ставила бродить опару, которую использовали вместе дрожжей в хлебопечении. Она кипятила шишки хмеля в воде, в которую затем добавляла чуть- чуть сахара и муки. Этот напиток она давала пить и нам - своим детям. Кисленький такой напиток, мы его пили с удовольствием. И мы в многодетной семье никогда не болели простудными заболеваниями, выросли все крепенькие, были розовощекими. Я до сих пор пью такую опару,- делится Елизавета Ивановна.- Тьфу- тьфу, боюсь сглазить, но очень редко болею гриппом или ОРВИ. Думаю, мне помогает поддерживать здоровье шишки хмеля, в которых много витаминов.
Хмелевые шишки помогают ей не только молодость и здоровье сохранять. На них она даже строит свое дело - малый бизнес, используя ценные качества растения. Анпилогова выпускает хлеб на хмелевой опаре.
На прилавках магазинов сегодня большой выбор хлебобулочных изделий. Что только не пекут и чем только не торгуют. Производители в конкуренции за покупателя стараются по - разному привлечь внимание- названием изделия, добавлением различных ингредиентов. Еще каких- то 20-30 лет назад на прилавках сельских магазинов не было такого изобилия. Как правило торговали двумя видами хлеба- белым и черным. И если белый селяне покупали себе в пищу, то черными булками кормили телят, корову. Да, было и такое. Хлеб был дешевым. А самое главное магазинные булки редко кто потреблял. Сельские женщины в пору существования колхозов сами пекли хлеб в домашних условиях. И хотя процесс этот был трудоемким, предпочитали именно домашнюю выпечку. Домашний хлеб не шел ни в какое сравнение с магазинным. Пышный каравай, испеченный в деревенской печке, мало чем был похож на магазинный. Возьмешь в руки ломоть домашнего хлеба, зажмешь в ладошке и отпустишь - ломоть принимает первоначальную форму. Такой хлеб стоит три - четыре дня, при нарезании не крошится. Времена, когда чуть ли не в каждом доме пекли хлеб в печке, остались в прошлом. Большую печку заменили современные отопительные устройства, появилось много бытовой техники, в том числе и хлебопечка. Жизнь стала автоматизированной. Все делается быстро, легко . Цена этих удобств- качества. Того вкуса домашнего хлеба больше нет. Теперь его покупают в супермаркетах и торговых центрах, которые появились даже в сельской местности. И, наверное, вкус домашнего хлеба на опаре уже и подзабыли бы в одном из районов Оренбуржья, если бы не кустарное производство, выпускающее изделия по старинным рецептурам.
В одном из провинциальном населенном пункте- селе Ключевка до сих пор работает маленькая пекарня, управляет которой предприимчивая пенсионерка, кстати, одна из первых предпринимательниц - Елизавета Ивановна Анпилогова.
На календаре двадцать первый век, когда используются новые технологии, современное оборудование, благодаря которым хлеб выпекается за считанные часы. Быстрое приготовление булок экономит время и ресурсы, но в ущерб полезным свойствам и вкусу. В ключевской пекарне хлеб пекут в течение суток. Он долго «созревает». Его полезные свойства обусловлены не только соблюдением всех этапов брожения, а самым главным натуральным ингредиентом – хмелем, который произрастает в природной среде. Именно он, а не промышленные дрожжи, составляет основу опары.
- Хлеб мы печем по старинной рецептуре, которую передала мне мама Мария Ивановна. Сегодня ей 88 лет, и она продолжает делиться своими мудростями, давать наставления и советы, в том числе о том, как правильно ставить опару, тесто на хлеб, - поделилась Елизавета Ивановна.
Кстати, хозяйка малого бизнеса и сама уже умудренная опытом. В свои 66 лет она в селе одна из активнейших людей, принимает участие во всех общественно значимых для глубинки событиях, занимается художественной самодеятельности. Так что в ответе, в какой-то мере, и за зрелища, и за хлеб.
В пекарне она контролирует весь процесс, хотя есть постоянные пекари Анна Ивановна Мурзина, Елена Васильевна Антонова и Вера Семеновна Мучкаева. В неделю раз они из хмеля варят опару, которой хватает на несколько выпечек. Хлеб здесь производят в небольших количествах - 300 булок в день. Но и такая производительность позволяет заявлять о ключевском бренде не только в своем селе. Продукция поставляется в соседние села.
Предприятие маленькое, но традиции в нем большие. Так, раз в год хозяйка организовывает сбор хмелевых шишек. Заготовку превращают в настоящий праздник с песнопениями. Благо репертуар есть - как-никак сборщицы представляют основной костях творческого коллектива- ветеранского хора, все любят петь. В процессе сбора они отдыхают, общаются, устраивают перерывы с чаепитием на природе. Незабываемое событие, которое потом долго вспоминают долгими зимними днями, когда из закромов достают высушенный хмель для приготовления очередной порции опары.
Хлеб выпекается без перерывов в течение года. В пекарне также изготавливают пельмени. Во время рабочей смены из-под рук умелиц выходит 18-20 килограммов продукции, поставляемой на продажу. Пельмени лепятся вручную. Большой прибыли пекарня не приносит. Но она дает дивиденды в виде морального удовлетворения. А главное, позволяет оставаться при деле хозяйке, которая любит свое село и хочет, чтобы малая родина развивалась, а не разваливалась, чтобы люди не разъезжались из глубинки, а вносили посильный вклад в ее сохранение. Чем больше производства, переработки - тем больше вероятности и уверенности в завтрашнем дне села.