15 ноября в Санкт-Петербурге состоится Закрытие II Международного Большого Детского фестиваля, создателем и художественным руководителем которого стал народный артист России Сергей Безруков. Церемония состоится в клубе «Морзе» (пространство «Севкабель Порт», Кожевенная линия, 40), начало в 14 часов.
Режиссер церемонии закрытия – Мария Литвинова, мастер визуальных шоу, продюсер нашумешего спектакля «Грифон» в Херсонесе, один из создателей московского театра «Трикстер». Церемония сама по себе уже отдельное событие, целый спектакль – современный, стильный, яркий и увлекательный, соединяющий разные театральные формы, от зрелищных трюков и летательных аппаратов до театра теней.
Гости церемонии вместе с его главным героем окажутся в «зачарованном лесу» – в мире детской фантазии, полном странных существ: ангелами на самокатах, великанами и прочими чудесными обитателями. «В церемонии будет много юмора и красивых цирковых номеров. Зрители окажутся в самой чаще таинственного леса и станут непосредственными участниками происходящего», – рассказывает режиссер церемонии Мария Литвинова.
Фантазии о таинственном зачарованном путешествии в режиссерском прочтении Марии Литвиновой будут дополнены официальной частью – вручением государственных наград. Министр культуры РФ Владимир Мединский наградит премией Правительства России лучшие театральные постановки по произведениям русской классики. Кроме того, детское жюри II Международного Большого Детского фестиваля подведет итоги конкурсной программы и вручит награды победителям. Закрытие фестиваля завершит долгосрочный фестивальный марафон длиною в целый месяц, который проводился в Москве с 13 октября.
Также 15 ноября с 10:00 до 20:00 в петербургском пространстве «Севкабель Порт» (Кожевенная линия, д. 40) пройдёт выставка-презентация Russian kids case.
Задача выставки и фестиваля – помочь зрителям и художникам встретиться и узнать больше друг о друге, а профессионалам – обсудить существующие проблемы и возможные пути их решения, разбить лёд представлений о том, что искусство для детей не имеет отношения ни к искусству как таковому, ни к сегодняшнему дню.
15 ноября пространство «Севкабель Порт» будет отдано детям: павильон превратится в стильный и одновременно волшебный мир детства, где дети смогут интересно и содержательно провести время, а родители – узнать о том, чего на сегодняшний день достигли исполнительские искусства для детей (а значит, как минимум, куда можно и нужно сходить с детьми). На выставке есть место для игровой зоны и для стильного пространства-лабиринта, проект которого специально разрабатывался командой дизайнеров: здесь расположатся стенды резидентов. Пространство решено не только эффектно, но прежде всего – уютно: на каждом стенде, ассоциативно напоминающем, прежде всего, детскую комнату, но отчасти и театральную декорацию, гости смогут провести время за общением с участниками выставки. Кроме того, частью выставки будут другие площадки, включая шатёр для проведения мастер-классов и сцену для профессиональных дискуссий. Провести на территории Russian kids case можно будет практически весь день, поскольку программа предусматривает самые разные формы проведения времени – от конструктивного диалога до беззаботного фотографирования, от просмотра мультфильмов в 3D кинотеатре до увлекательного квеста с ценными призами.
Проект уникален по замыслу: никогда ранее в стране не собирались вместе для целенаправленного обмена опытом и многостороннего общения четыре обычно существующих независимо друг от друга вида искусства – кино, театр, цирк и анимация.
Программа дискуссий 15 ноября (вход свободный по регистрации
https://grandkidsfest.ru/ruskidscase/ ):
10.00 – 11.30 «Современный театр — детскому театру: друг или враг?».
Модератор — Марина Райкина.
Спикеры:
координатор проекта “Культура малой Родины” партии “Единая Россия” Ольга Казакова; художественный руководитель Международного Большого Детского фестиваля Сергей Безруков; художественный руководитель Детского музыкального театра им. Н. И. Сац Георгий Исаакян; художественный руководитель Российского академического молодежного театра Алексей Бородин; художественный руководитель Красноярского ТЮЗа Роман Феодори; главный режиссер Большого театра кукол Руслан Кудашов.
Тема, заявленная на круглом столе по детскому театру с участием его первых лиц, значительно больше и сложнее, чем может показаться на первый взгляд. То, что уже не вызывает споров в театре для взрослых, ставит массу вопросов в связи с театром для юной аудитории. Здесь много тонкостей и нюансов — образовательных и психологических. Что предпочтительнее в театре для зрителя, не имеющего опыта сравнения, — традиция или новация? Какие риски надо закладывать при актуализация классических сказок и произведений школьной программы? Какова роль новых технологий в сценическом искусстве для детей, и почему цена билета на успешный детский спектакль не может расти. Эти и другие аспекты проблемы обсудят худруки ведущих российских театров.
12.00 – 13.30 «Искусство для детей: настоящее и будущее».
Модератор — Татьяна Троянская.
Спикеры:
координатор проекта “Культура малой Родины” партии “Единая Россия” Ольга Казакова; художественный руководитель Международного Большого Детского фестиваля Сергей Безруков; куратор программы “Большие гастроли для детей и молодежи” Ольга Акимова; режиссер-мультипликатор, художник, продюсер, куратор направления “Детская анимация” Большого Детского фестиваля Михаил Алдашин; художественный руководитель Московской областной филармонии, куратор направления “Мюзиклы для детей” Большого Детского фестиваля Максим Дунаевский; кинодраматург, художник, киноактер, куратор направления «Кино» Большого Детского фестиваля Александр Адабашьян; советник генерального директора ФКП “Росгосцирк” Анатолий Марчевский. Ожидаемые спикеры: министр культуры РФ Владимир Мединский, вице-премьер Правительства РФ по вопросам культуры, спорта и туризма Ольга Голодец.
14.00 – 15:30 — “Что если искусство наводит на ребенка скуку?”.
Модератор — Александра Петровская.
Спикеры:
педагог Дима Зицер; начальник отдела спорта интернет-газеты “Фонтанка.ру”, экскурсовод, многодетный отец Федор Погорелов; учитель истории и обществознания в
общеобразовательной школе Санкт-Петербурга, автор телеграм-канала “Здравствуйте, Кирилл Александрович”, магистр философского факультета МГУ им. Ломоносова Кирилл Загустин; заведующая научно-просветительским отделом Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме Светлана Прасолова.
На сегодняшний день информации вокруг нас и наших детей стало очень много. Она легко доступна, а скорость ее потребления, благодаря современным технологиям, возросла. Дети часто опережают устаревшие нормы развития, родители, отмечая это, стараются успеть как можно больше знаний “вместить” в головы своих подрастающих чад. Дети же готовы принимать все больше и больше информации, которая стучится к ним через все сигнальные системы человека. Вполне естественно желание родителей воспитать умного, талантливого и культурно развитого человека. Многим из них кажется, что стремительность этого мира вынуждает их к раннему старту культурного образования для своих малышей. Когда раннее знакомство с искусством заканчивается провалом, родители испытывают растерянность. “Кто виноват?” — задают они вопрос. Скучный музей, где ничего нельзя трогать? Занудный спектакль? Бессюжетная книга? Или отсутствие картинок? Или причина в другом? Стоит ли нагружать ребенка тем искусством, которое ему не понятно? Или подождать? В дискуссии “Что если искусство наводит на ребенку скуку?” ищем ответы на эти вопросы.
16.00 – 17.30 «Современное образование для аниматоров: проблемы и пути их решения». Модератор — Сергей Капков.
Спикеры: режиссеры, художники, аниматоры, педагоги Иван Максимов, Алексей Демин; режиссер, аниматор Марина Мошкова.
В российской анимации тема анимационного образования стоит особенно остро, прежде всего потому, что анимационная индустрия стремится к очень быстрому развитию, а профессионалов для нее катастрофически не хватает, прежде всего на большие проекты, которые должны быть укомплектованы большой командой и работать стабильно, как заводы. По сравнению с развитыми анимационными странами, как, например, Франция, не говоря об азиатских странах, у нас в десятки, если не в сотни раз меньше мест для обучения анимации. В первую очередь не хватает тех, кто называется специалистами среднего звена, — аниматоров. Но, в сущности, есть проблемы со всеми профессиями от специалистов по компьютерной 3D-анимации до сценаристов. Начать с того, что у нас просто очень мало киношкол, где учат анимационным дисциплинам, до недавнего времени у нас всерьез учили только ВГИК и школа-студия ШАР в Москве, Университет кино и телевидения в СПб и едва не закрытая недавно кафедра анимации в Екатеринбургском Архитектурном институте. Сейчас стали появляться новые точки, но их явно недостаточно и они слишком новые для того, чтобы можно было судить о результатах. Но по-прежнему проблема остается: у нас практически не учат анимации за пределами столиц, хотя в этом есть огромная потребность (специалистов, которые появляются, даже самоучек, мгновенно расхватывают рекламисты и производители компьютерных игр) и те киношколы, которые есть, у нас очень плохо оборудованы — нет ни компьютеров, ни программ, ни студий для съемки кукольного кино. Анимация сегодня — высокотехнологическая область, а учить студентов новым технологиями не на чем, а часто и некому.
Анимация пытается выйти из этого кризиса разными способами: учат прямо на студиях в работе, появляются онлайн-школы и преподаватели, бесплатные или платные уроки в сети, вечерние занятия для интересующихся и дневные для детей и подростков. На анимацию перестраивают частные учебные заведения, преподающие дизайн и кино, но всего этого по-прежнему недостаточно, и преподавание в большинстве оставляет желать лучшего.
В этой дискуссии приглашены участвовать специалисты, которые давно и успешно занимаются преподаванием, им эта проблема знакома хорошо и они отлично могут рассказать обо всех ее острых углах.
18.00 – 19.30 — “Настоящее и будущее российского кино для детей и подростков: провал или перспектива?”. Модератор — Наталья Эфендиева.
Спикеры: кинодраматург, художник, киноактер Александр Адабашьян; режиссер Анна Чернакова, продюсер, дистрибьютор, генеральный директор компании HHG Владислав Пастернак; генеральный директор кинокомпании “2Д Целлулоид” Василий Соловьев; сценарист и режиссер, Член Союза кинематографистов РФ, руководитель детской студии “КиноНива” Татьяна Мирошник; директор Всероссийской детской киноакадемии “Киноостров” Анна Савчук; генеральный директор кинокомпании “Милена-Фильм”, исполнительный продюсер студии “Кинопрограмма XXI век” Елена Калинина.
В современном отечественном прокате детское и подростковое кино нередко замещается семейным, что позволяет расширить зрительскую аудиторию. Тем не менее, фильмы, адресованные обозначенной аудитории, время от времени выходят на широкий экран. Но финансового успеха достигают немногие. Разговоры о том, что положение дел необходимо менять, ведутся давно и на самом высоком уровне.
Статистика:
За 7 лет было создано около 77 детских фильмов. Из них только 20% вышли в прокат. Для сравнения – в советское время детских фильмов снималось около 30 в год. Проблемы, которые будут обсуждаться на дискуссии:
— недостаток хороших сценариев — нет профессионального обучения кадров для работы в детском / подростковом кинематографе — проблемы кинопроката детского / подросткового кино — государственная поддержка фильмов для детей и подростков
Резиденты выставки:
Няганский ТЮЗ (г. Нягань), Красноярский театр кукол (Красноярск), Красноярский ТЮЗ (Красноярск), Московский театр кукол (Москва), РАМТ (Москва), Детский музыкальный театр им. Н.И. Сац (Москва), Санкт-Петербургский Большой театр кукол, театра “Karlsson Haus” (Санкт-Петербург), Бурятский республиканский театр кукол “Ульгэр” (г. Улан-Удэ), театр “Трикстер” (Москва), театр “Т9” (Москва), театр “Таратумб” (Москва), Первый театр (Новосибирск), Курганский театр кукол “Гулливер” (Курган), Новгородский театр “Малый” (Великий Новогород), театр кукол “Бродячая собачка” (Санкт-Петербург), ДраматическИ Малый Театр “ОФ” движущихся О’бъектов и Ф’игур Ольги Филипповой (Санкт-Петербург), фестиваль “Маршак” (Воронеж), фестиваль “Царь-сказка” (Великий Новгород), фестиваль “Маленький сложный человек” (Санкт-Петербург), спектакль “Цацики идет в школу” (Театр Суббота, Санкт-Петербург), Челябинский театр кукол (Челябинск), фестиваль “Видеть музыку” (Москва), Союзмультфильм (Москва), Большой фестиваль мультфильмов (Москва), ООО “ТО Кинопрограмма ХХI век” (Москва) и др.
Организаторы фестиваля и выставки: Фонд поддержки и развития социокультурных проектов Сергея Безрукова, генеральный партнер фестиваля – Московский Губернский театр.
Фестиваль и выставка проводятся в рамках реализации федерального партийного проекта «Культура малой Родины», при поддержке Фонда Президентских грантов, Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Московской области.