Моторное масло существенно отличается своими показателями плотности, что влияет на эксплуатационные характеристики и сохранение всех свойств при существенном пробеге автомобиля.
Все без исключения автовладельцы сталкиваются с необходимостью выбора моторного масла для своего автомобиля. Нужно не только выбрать конкретного производителя такой технической жидкости, но и определиться с оптимальными характеристиками смазки. В технической документации многие автопроизводители указывают соответствующие допуски, однако в условиях сурового российского климата они не являются оптимальными для тех или иных автомобилей. Поговорим поподробнее о том, как правильно и какое выбрать масло с показателем плотности 5W-20 или 5W-50.
Лабораторные исследования масла
Густое вязкое масло длительное время сохраняет свои характеристики, смазывая двигатель в широком диапазоне температур. Разновидность смазки с вязкостью 5W-50 сохраняет свою текучесть даже по прошествии 5000 километров пробега двигателя. Такое масло остаётся вязким при температурах окружающего воздуха в -30, поэтому отлично подходит для использования на российских дорогах.
А вот масло с показателем 5W-20 обеспечивает необходимую смазку лишь в узком диапазоне температур, и при серьезном минусе не может обеспечить качественную работу двигателя. Она предназначена исключительно для использования автомобиля в тёплом климате и не рекомендована большинством автопроизводителей для сервиса машин, которые эксплуатируются на территории России.
Для лабораторных исследований вязкости масла использовался простой тест с мензуркой, в которую заливали испытуемую жидкость и опускали металлический шарик. В пробирке с минимальной вязкостью металлический груз опускался на дно практически мгновенно, а вот в смазке с параметрами 5W-50 металлический шарик падал на дно пробирки на 3 секунды медленнее, что свидетельствует об отличной плотности и вязкости испытуемой жидкости.
Также исследовался показатель выносливости масляной пленки, от чего напрямую зависит качество смазки двигателя при серьезных пробегах и на значительных оборота коленвала. Для такой работы использовалась специальная машина трения, в которую заливались испытуемые жидкости. Все марки масла с показателями вязкости в 20-50 показали отличный результат, что свидетельствует о наличии специальных антифрикционных присадок, которые гарантируют беспроблемную работу двигателя при использовании такого масла.
Уже непосредственно в боевых условиях было установлено, что масло с показателем вязкости 5W-20 быстрее начинает терять свой цвет, становясь янтарным уже к 5000 километров пробега, а к 7000 километров пробега - уже практически черным. Более вязкое масло 5W-50 дольше сохраняло свой цвет, соответственно у него лучше все параметры смазывания подвижных элементов, в том числе выносливость масляной пленки.
Рекомендации по выбору моторного масла
От опытных автовладельцев часто можно услышать ошибочное умозаключение, что в относительно новые автомобили следует заливать менее вязкое масло, показатели которого составляют 5W-20. При этом мотор с небольшим пробегом уже будет нуждаться в смазке с параметрами 5W-30, а вязкие рабочие жидкости следует применять лишь на моторах с повышенным износом, и на которых такая смазка позволит продлить срок службы агрегата.
Необходимо учитывать, что помимо зазоров в двигателе имеются многочисленные масляные каналы, по которым прокачивать смазку с повышенной вязкостью будет затруднительно. Мощность насоса и вся система попросту не предназначена для использования плотной и вязкой смазки, применять которую не рекомендует автопроизводитель. Все это приводит проблемы с охлаждением и смазыванием двигателя, мотор начинает быстро изнашиваться, и, в конечном счёте, требуется его полная замена.
Поэтому, выбирая масло для автомобиля, необходимо в первую очередь учитывать рекомендации автопроизводителя, который устанавливает соответствующие допуски по параметрам используемым в двигателе техническим жидкостям. Только так можно будет подобрать качественную смазку, регулярно выполняя ее замену, что и позволит продлить срок службы мотора, избежав при этом серьезных поломок, которые существенно увеличивают расходы автовладельца.