В США ежегодно выдаётся антипремия «Золотая малина» - одна из её номинаций называется «худшая режиссура». Но существует человек, признанный «худшим режиссёром всех времён». Кто же это? Это Эдвард Вуд-младший. Своё «почётное» звание он получил от Гарри и Майкла Медвед – кинокритиков, написавших книгу «Удостоенные золотой индюшки». Не хотел бы детально анализировать киноработы Эдварда Вуда - лучше расскажу о биографической ленте, посвящённой этому режиссёру. Вашему вниманию предлагается фильм Тима Бёртона «Эд Вуд» (1994 г.) с Джонни Деппом в главной роли, снятый по книге Р.Грея «Кошмар экстаза».
Чем примечателен «Эд Вуд»? В первую очередь тем, что это хороший фильм хорошего режиссёра о самом плохом режиссёре в истории. Картина Бёртона получила два «Оскара» и удостоилась высоких оценок от критиков и зрителей.
С одной стороны, фильм позволяет понять, почему Эдвард Вуд – плохой режиссёр. Неадекватные сценарии, сцены, снятые с одного дубля по принципу «и так сойдёт», постоянная нехватка денежных средств, присутствие непрофессиональных актёров, невнимание к мелочам – всё это есть в изобилии. Где-то ситуации комичны, а в ряде случаев дело доходит до полного абсурда. Особенно мне понравилась сцена, когда Бела Лугоши (в исполнении Мартина Ландау) упал в воду и начал сам себя душить щупальцами осьминога, которого съёмочная группа украла ночью со склада, забыв присоединить к нему мотор. Игрушечные летающие тарелки, прикреплённые к удочкам, и кабина космического корабля из картона, стульев и комнатной шторы впечатлили меня не меньше. Не удивительно, что «План 9 из открытого космоса» удостоился антипремии «Золотая индюшка», как худший фильм.
Однако Тим Бёртон не преследовал цели показать бездарность главного героя и не хотел над ним смеяться. По мнению режиссёра, Эдвард Вуд и без того часто становился жертвой насмешек и издевательств – поэтому Бёртон решил снять фильм глазами главного героя. Дело в том, что дневники Вуда были написаны в достаточно оптимистичных тонах, а негативные моменты им опускались.
«Эд Вуд» достаточно своеобразен, не всем будет легко его смотреть, но у меня осталось положительное впечатление. Кино, сделанное Бёртоном, получилось ироничным, местами смешным, но при этом добрым, слегка наивным, немного грустным и ностальгическим.
Отдельно хотелось бы отметить стилистику фильма – он «чёрно-белый», в стиле ретро, что придаёт ему особый шарм. Никуда не исчез и фирменный «бёртоновский» стиль. Радует внимание к мелочам и точность воспроизведения сцен из киноработ настоящего Эда Вуда.
Игра актёров вполне органична и убедительна. Хочется отметить двух актёров. Джонни Депп прекрасно справился с ролью Эда Вуда, показал неординарность своего героя и открылся для меня с новой стороны. На мой взгляд, именно Бёртону удалось наилучшим образом раскрыть разные грани таланта Деппа. Также мне понравилась работа Мартина Ландау, сыгравшего стареющего Белу Лугоши, который некогда воплотил в кино канонический образ Дракулы. Отдельное внимание в фильме уделено дружбе Вуда и Лугоши – она была довольно необычной и трогательной – именно Эдвард помог своему старшему товарищу вернуться из забвения и подарил ему незабываемые последние месяцы жизни.
Рекомендую фильм «Эд Вуд» людям, интересующимся историей кино, поклонникам Тима Бёртона и Джонни Деппа, и тем, кто хочет посмотреть нечто необычное и запоминающееся.
Что хотелось бы сказать в конце? Хотя это кино является биографическим, я увидел в нём и мотивирующий подтекст. Герой Джонни Деппа вдохновляет окружающих своим оптимизмом и энтузиазмом, постоянно ищет новые идеи, верит в свои силы, занимается любимым делом, идёт к своей мечте, не сдаётся вопреки трудностям и общественному мнению. Почему бы не взять с него пример?