Знаменитый американский архитектор Джон Лотнер
(1911-1994)
Его жилые проекты, не поддающиеся гравитации, вероятно всего появились из-за впечатлений от большого количества фантастических фильмов, и отличаются от работы любого другого архитектора. Причудливые скалистые сооружения часто затмевают все великолепие постройки. Возможно, это немного неуютно, но частенько выглядит как космический корабль.
Этот дальновидный архитектор 20-го века родился в городе Маркетт, штат Мичиган, и вырос в творческой среде, где оба родителя (Джон и Вида)— разделяли страсть к искусству и архитектуре. Настолько, что в 1911 году преподаватель университета и художник-дизайнер заказал у архитектора Джой Уилер Доу дом, в стиле "якобинской колонии" для себя и своей семьи.
Затем, в 1924 году, с партнёрами приступили к реализации крупного трехлетнего строительного проекта, самостоятельно проектируя и строя летний домик на озере Верхнее. Бревенчатый домик "Мидгаард", вдохновленный норвежской народной архитектурой с соответствующими интерьерами из окрашенной древесины и ксилографического текстиля, располагался на прочной стойке валунов на отрезке мыса, известном как Middle Island Point.
Многие называют этот формирующий опыт одним из основных факторов влияния на Лаутнера, определяющих его целостный и "органический архитектурный" подход. Его страсть к созданию и модернистские чувства и отношения, которые развивались дальше под руководством Фрэнка Ллойда Райта, дали потом результат. С ним он обучался по программе стипендий Талисина, в Северном государственном педагогическом колледже и при окончании получил степень в области свободных искусств. Хотя Лотнер покинул программу Ллойда Райта в 1938 году, чтобы основать собственную фирму в Лос-Анджелесе, но позднее сотрудничал со своим наставником в ряде голливудских резиденций - Sturges, Bell и Ennis - вплоть до 1942 года.
Собственный дом Лотнера был из красного дерева и бетона на Серебряном озере, его первый сольный проект, разработанный в 1930 году, в котором он воплотил в жизнь идеи Ллойда Райта "Usonian" (словом Ллойд Райт использовал вместо этого для описания своего видения архитектуры и планирования в новом мире, свободного от предыдущих конвенций). Проект привлек к себе значительное внимание прессы и укрепил его репутацию в жилой сфере.
Хотя он спроектировал более 200 зданий, включая школы, офисы, церкви и театры, не забывая о своих футуристических кафе и ресторанах космической эпохи, середины столетия, большая часть его работ была жилой и выполнена в Лос-Анджелесе. Тем не менее, благодаря голливудским связям, он также создал три уникальные работы в Палм-Спрингс и его окрестностях, две из которых стали знаковыми резиденциями.
Недалеко от Палм-Спрингс, в долине Коачелла, находится отель Desert Hot Springs.
Спроектированный в 1947 году для режиссера Люсьена Хаббарда. Изначально он был задуман как эксклюзивный и сделанный из 100 зданий на площади 600 акров, но в конце концов были построены только четыре скромных "жилых помещения", с огороженными кактусами. Номера трапециевидной формы имели наклонные крыши Гунита, поддерживаемые стальными двухметровыми балками и обширными окнами из красного дерева. Известный сегодня как комплекс Лотнера, простой бетон, красное дерево, стекло и сталь были восстановлены в 2000-х годах, а пустыня вновь открылась в 2011 году под названием Hotel Lautner.
Более известные проекты Лаутнера в Палм-Спрингс были созданы несколько лет спустя.
Склон холма Elrod Residence и Hope Residence in Southridge, завершенные в 1968 и 1979 годах, соответственно, являются более характерными для скульптурной, органической архитектуры, благодаря которой он стал известным. Оба они включают в себя круглые структурные элементы, панорамные пространства из стекла, открытые к небу интерьеры, через щедрые светильники или потолочное остекление - и симбиотическую связь с окружающей природной средой, усиленную за счет включения существующих скалистых отложений или валунов в доме.
Хотя некоторые из этих элементов могут показаться чисто стилистическими, Лаутнер был настоящим мастером в адаптации своих проектов к местным условиям. В обоих случаях он создал дома, которые укрывают и защищают жителей от сурового пустынного климата, демонстрируя при этом природную красоту ландшафта. В резиденции Elrod просторное круглое жилое пространство шириной 18,28 метров увенчанное бетонным навесом и "солнечными лучами". Пунктиром на крышах и оснащенным выдвижными стеклянными и алюминиевыми дверями. Эти горки открыты для обеспечения бесшовного соединения с полукруглым открытым бассейном, террасой и панорамным видом на горы и долину Коачелла. Артур Элрод, дизайнер интерьеров, работал с Лаутнером над интерьерами своей резиденции.
Между тем, расположенный поблизости дом отдыха комика Боба и Долорес Хоуп с 10 спальнями, был вдохновлен вулканом, хотя его и делали в виде гриба. Изогнутая треугольная крыша имела огромное отверстие в центре, похожее на кратер, открывающее внутренние помещения к небу. Сложный для Лаутнера проект. Дом был разрушен пожаром во время строительства, и проект был приостановлен Хоупсом, что не очень радовало его.
Тем не менее, готовый дом, является крупнейшим жилым проектом Lautner и был отмечен как самый драматический. Это еще одно свидетельство гениальности этого самого творческого и кинематографического архитектора.