Найти тему
Проект ПЕРЕХОД

Почему подросток вас не слушает? СТОП-слова

Ребенок не слушает? Отстраняется? Закрывается? Часто замыкается в себе? Но все вопросы о том, как у него дела бросает пустое «Норм»?

Такое можно услышать от 4 родителей из 5. Их самая частая жалоба - что с подростком невозможно нормально поговорить. Конечно, бывают и не очень разговорчивые подростки, но часто проблема не в нем, а в построении разговора.

Большинство думает, что внимание подростка должно быть постоянно высоким, тем более если с ним говорит родитель. «Не отвлекайся, с тобой взрослый разговаривает!» – помните из своего детства такую фразу?

При доверительном разговоре в ходе бесед родители соглашаются, что постоянно высокое внимание вряд ли возможно все время. «Наверное, к концу разговора они устают, внимание падает». Так ли это? Совсем нет!

Правда в том, что в начале разговора подросток слушает вас очень внимательно. Несколько секунд настройки, ваши слова «Оторвись ты от компьютера!» - и почти 100% внимание обеспечено. А вот дальше происходит любопытная история. Как только в вашей речи встречается то, что я называю «стоп-слова» - внимание падает до минимального уровня!

-2

Минимальный – это когда смысл сказанного уже не важен, до подростка доходит только громкость и интонация. По сути, он просто ждет, когда вы закончите говорить. А думает при этом о чем-то своем. А еще – о том, что «опять эта канитель началась». Причем, вместо «канитель» стоит поставить слово покрепче. Когда вы заканчиваете – все, что помнит подросток – что вы сказали это «стоп-слово».

Что это за «стоп-слова» такие? Это стандартные, надоевшие еще сто лет назад выражения, из которых ушел всякий смысл. Как дела в школе? Что было на уроках? Оценки были? Что в дневнике? Уроки сделал? Что задали на завтра? Идешь на тренировку? Опять сидишь в интернете? Лучше бы книжку почитал. И так далее, список легко можно продолжить самостоятельно.

Почему они так раздражают подростков, ведь ничего плохого в них нет? Дело в том, что подростку очень важно чувствовать, что он важен, интересен, его действительно слушают и им интересуются, так он чувствует свою значимость. А «стоп-слова» - они одинаковые для всех, часто используемые, «затертые». И подросток просто не верит, что вам важно узнать, что у него было в школе, раз вы даже не потрудились обратиться к нему лично, а использовали унылый речевой шаблон. А раз не верит – то и говорить не хочет. Вот и получается: – «Как дела в школе?» – «Нормально.» И дальше все, что вы говорите – впустую, подросток «выключился».

-3

Как сделать, чтобы ваш ребенок вас слышал? – сделайте свою речь лучше, ярче, заинтересованнее;

  • проявите ваш интерес, не допрашивайте, а показывайте, что вам самим, правда, интересно то, о чем вы спросили;
  • спросите у ребенка, какие «стоп-слова» его раздражают сильнее всего, и не используйте их.

Например, вместо «Ну, как дела в школе?» скажите: «По твоему лицу я ничего прочесть не могу – то ли день как день, то ли куча событий. Хочу узнать подробности, расскажешь?» Да, так длиннее. Зато нет «стоп-слов», и виден ваш искренний интерес. И подросток начнет вам рассказывать о себе. Даже если не сразу – нормально, ему надо время поверить и убедиться, что вы поменялись.

А какие «стоп-слова» вы чаще всего используетесь при общении с ребенком?

Поделитесь в комментариях.

-4

__________________________

Дорогие родители, мы продолжаем получать результаты ваших ответов по исследованию вопросов переходного возраста.

Вы по-прежнему можете помочь проекту, пройдя опрос по ссылке:

https://ru.surveymonkey.com/r/proprhd

Для самых стойких мы приготовили приятное дополнение в конце опроса.

Денис Никитин,

Сооснователь проекта «ПЕРЕХОД».