Найти в Дзене
Black Maria Кино

Проклятие фараонов в кино

Оглавление

Фабула, повествующая об ученых или золотоискателях, которые потревожили гробницу и вызвали к жизни зловещие силы, известная абсолютно всем.

Подобные истории давно стали частью массовой культуры и многократно обыгрываются в самых разных фильмах.

Однако на самом деле этот миф не является частью древней арабской, греческой или римской мифологии. Историю про проклятие фараонов придумали английские писатели и журналисты в 1920-х годах.

Дело в том, что в 1920-е годы египтология была в расцвете. Множество уважаемых ученых и состоятельных людей занимались сбором египетских древностей, открытием гробниц и т.п. Естественно, все раскопки и находки широко освещались в прессе. В начале 1920-х годов истории о найденных мумиях стали обогащаться мистическим ореолом. Началось все с того, что в прессе появилась новость о том, что птицу величайшего египтолога съела кобра - животное, которое в соответствии с мифологией Египта поражает врагов фараона.

В Англии в те времена одной из звезд литературы была Мария Корелли - она писала легковесные романы, которые, несмотря на содержательную и стилистическую слабость, издавались огромными тиражами.

Именно фраза из романа этой писательницы, опубликованная в газетах за две недели до смерти египтолога Говарда Картера, обнаружившего гробницу Тутанхамона, уверила всех в существовании проклятия. Эта фраза звучала так:

"самое жестокое наказание ждет незваного гостя вошедшего в гробницу".

Естественно, литература и кинематограф подхватили этот мистический сюжет.

Первый полнометражный фильм об ожившей зловещей мумии вышел на экраны в 1932 году - "Мумия". Уже в этой ленте появились все основные элементы, характерные для историй о мумиях. Группа археологов, нечаянное оживление мумии, пробуждение души, сверхспособности оживших мумий, поиск возлюбленной фараона, старые заклятия и предназначения...

Кадр из фильма "Мумия", 1932 г.
Кадр из фильма "Мумия", 1932 г.

Все первые ленты, посвященные мумиям были сняты исключительно в жанре ужасов.

В 1940-х годах классический сюжет об оживших мумиях получил развитие. Например, в фильме "Гробница мумии" 1942 г. речь идет уже не о классической истории о вскрытии проклятой гробницы, а об ожившей мумии, которая живет среди людей и спустя годы охотится на тех, кто осквернил ее могилу.

Кадр из фильма "Гробница мумии", 1942 г.
Кадр из фильма "Гробница мумии", 1942 г.

Истории о мумиях превращались в кинофраншизы и пользовались большой популярностью, однако оставались сюжетом исключительно для хорроров.

Лишь в 1980-х годах истории о проклятии фараонов вышли за пределы жанра ужасов и получили новую жизнь в приключенческом жанре.

Большую роль для популяризации данной фабулы имела огромная популярность фильма "Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега" 1981 г. и его последующих частей.

Кадр из фильма "Индиана Джонс", 1981 г.
Кадр из фильма "Индиана Джонс", 1981 г.

Колоссальный успех созданной Стивеном Спилбергом и Джорджем Лукасом кинофраншизы о приключениях археолога позволил кинематографистам увидеть огромный потенциал истории о проклятии фараонов и возможности расширения сюжетных линий.

На экраны стали выходить самые разные приключенческие истории об искателях древностей, которые сталкиваются с древними артефактами, проклятиями и мумиями. К древнеегипетским артефактам присоединились сокровища, спрятанные различными тайными сообществами (масонами, иллюминатами, тамплиерами и пр.) и обладающими какой-то могущественной силой. Наиболее успешные проекты это: трилогия "Мумия" 1999-2008 г. с Бренданом Фрейзером в главной роли, экранизации компьютерной игры Tomb Raider "Лара Крофт: Расхитительница гробниц" с 2001 г., экранизация книги Артура Бернеда "Бельфегор - призрак Лувра" 2001 г., трилогия "Сокровище нации" 2004-2011 г. с Николасом Кейджем в главной роли и другие.

Кадр из фильма "Мумия возвращается", 2001 г.
Кадр из фильма "Мумия возвращается", 2001 г.

В начале 2000-х история о мумиях стала частью массовой культуры с узнаваемыми стереотипными визуальными образами, характеристиками и сюжетными линиями. История о проклятии фараонов стала использоваться в различных комедийных лентах. Например, в "Необычайные приключения Адель" 2010 г. и трилогия "Ночь в музее" 2006-2014 г.

Кадр из фильма "Ночь в музее", 2006 г.
Кадр из фильма "Ночь в музее", 2006 г.

В 2017 году вышел многообещающий фильм "Мумия" с Томом Крузом и Софией Бутеллой в главных ролях. Эта лента стала попыткой включить историю о проклятии фараонов в плоскость жанра фэнтези. Классические ленты о приключениях археологов за период 1980-2010 г. наскучил зрителям. Новый проект планировался как начало новой фантастической киновселенной с отрывом истории мумии от Египта, песков и археологов. Однако фильм не получил ожидаемого положительного отклика у зрителей.

Кадр из фильма "Мумия", 2017 г.
Кадр из фильма "Мумия", 2017 г.

Как будет развиваться в дальнейшем история о проклятии фараонов сложно предугадать. Однако безусловно одно - мумии навсегда останутся значимой частью кинематографа. Потенциал этого сюжета еще не исчерпан. Более того, успех историй о мумиях стал основой возрождения заброшенного еще в 1960-х годах жанра фильмов пеплумов, посвященных фараонам, древнему Египту и древнему Риму. В 2000-х годах были сняты "Царь скорпионов" 2002-2015 г., "Бен-Гур" 2016 г., "Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра" 2002 г., "Исход: Цари и боги" 2014 г. и множество других.

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )