Найти тему

Эбигейл. Что Щи думают об этом.

Афиша фильма "Эбигейл"
Афиша фильма "Эбигейл"
Щи Первые
Щи Первые

Самое большее желание (и это было бы идеально) - просто проигнорировать сие “шедевральное произведение”, вылитое на ни в чём неповинного зрителя. Не фильм, а пособие: как собрать бюджетец на кино, лайфхаки. Объявите, что это будет стимпанк и фэнтези, заявите, что это кино - детская сказка, перемешайте актёров наших с импортными. Всё наше и импортное мешайте. В общем, запутайте всех. Не, ну а что? Минкульт, например, 40 миллиончиков выделил в категории “детские фильмы”. Сценарий что-то подкачал, потому как один автор тенью мелькает, а в сценаристы другие записались. Ай, ладно, так сойдёт. Теперь о том, как это снять. Ни в коем случае не изобретайте велосипед! Всё уже давно придумано, опробовано и зрителем одобрено. Так что, просто берите и мешайте в кучу всё: поттериану, Дивергента, Голодные игры и по мелочи, из разного. Чтобы придать фильму загадочную значительность, снимите его в Питере, Гатчине и немного в Эстонии, но на английском языке, а потом дублируйте, но пусть озвучивают другие актёры. Не задавайте глупых вопросов. Что значит, почему наши актёры диалоги ведут на английском? Патамушта. Сюжет попроще. Одни будут плохие, вроде фашистов, а другие - сопротивление, типо революционеры, только волшебники. И несчастные горожане, половина из которых - обычные, а другая половина тоже волшебники, но они этого не знают. Обязательно намекните на любовную линию. Но только намёк! У нас же детская сказка. И вот это всё: диалоги, динамика, развитие сюжета - не надо, это лишнее. Что скажет зритель? Ничего, зритель схавает.

Кадр из фильма "Эбигейл"
Кадр из фильма "Эбигейл"

Можно было бы ничего и не добавлять. Хотя, чтобы картина была полной.

Фильм представляет из себя неаппетитное месиво во всём. В заимствовании идей и сюжетов. Визуальный ряд если не провальный, то недоделанный, потому что местами его так много, что рябит, а в других он выглядит как набросок. Вместо классических волшебных палочек маги пользуются штуками, которые имеют форму квадрата, треугольника и круга. Во-первых, энджин - это отсылка к Unreal Engine, сложности перевода или авторский бред? И про символы повторяют для особенно “одарённых” зрителей, видимо, не один раз. Проговаривая, рисуя, и, в конце концов, соединяя проволокой все три, так сказать, элемента, для победы добра над злом. Или магии над всем остальным? В чём бы авторы не подразумевали смысл, символы остаются стимпанковскими штуками, ибо магия остаётся как бы отдельно. Честно, в “Дарах смерти” сакральный смысл магических геометрических фигур раскрыт куда изящней во всех смыслах.

Кадр из фильма "Эбигейл"
Кадр из фильма "Эбигейл"

Не только диалоги, а все сцены - просто кинопорнография. У всех персонажей два состояния: зависание и истерика. У плохих - зависание окрашивается надменностью, у положительных истерика похожа на психоз. Самое ужасное - это сцены, где “внимание, сейчас будет смешно”. Не только не смешно, но от кривляния, одинаково далёкого от тонкого юмора и гротеска, появляется чувство неловкости. Из общей картины выбивается только Эдди Марсан (отец Эбигейл, главной героини), но все сцены с ним как будто вырезаны из вообще другого кино и кое-как вмонтированы в это. Поэтому образ провидца, ведущего сложную во много ходов партию, превращается в образ слегка помешанного сказочника.

Кадр из фильма "Эбигейл"
Кадр из фильма "Эбигейл"

Из плюсов? Девочка, которая исполняет роль маленькой Эбигейл, славненькая.

Щи Вторые. Пьют успокоительный сбор из "Небесного замка Лапута" и "Ходячего замка" и остервенело закапывают глаза каплями из "Города потерянных детей".

Щи Третьи.
Щи Третьи.

Вот уже 30 лет принято хаять наше отечественное кино. Соглашусь, это плохая традиция. Но, увы, имеющая под собой все основания. С завидным постоянством наш кинематограф, избавившийся от гнёта цензуры, под котором умудрялся создавать шедевры, в свободном полёте творит по большей части то, что можно в этом самом полёте набрасывать на вентилятор. И оно отличным образом разбрызгивается. По степени вентиляторопригодности с отечественным кинематографом может сравниться разве что отечественный же футбол.

И всё-таки с какой-то иррациональной мистической верой в лучшее мы каждый раз встречаем очередной выс…, гм, опус и думаем: «Вот сейчас если не «Андрей Рублёв», то хоть «Ирония судьбы» на худой конец». Нет, бывают исключения. Не шедевры, но вполне крепкие хорошие истории, которые не стыдно показать детям. Но такие выходят реже раза в год. Я уже молчу про фильмы для детей, которые вымерли, как класс.

И вот на экраны выходит «Эбигейл» Александра Богуславского (сразу скажу, что имя режиссёра мне ни о чём не говорит, и с его творчеством я не знакома). Нам обещают красивую сказку для подростков с элементами фэнтези и стимпанка. Но мы получаем продукт, который снимали под девизами «Что-то типа» и «И так сойдёт».

Кадр из фильма "Эбигейл"
Кадр из фильма "Эбигейл"

«Что-то типа» - это что-то типа стимпанка, который в фильме обозначают дирижабли и энжины. Последние, опять же что-то типа устройств, концентрирующих и направляющих магические силы героев. Заметьте, «что-то типа» - это не характеристика самих устройств, а описание того, как нам в ходе сюжета объясняют их предназначение - урывками, невнятно, как будто порнооткрытки из-под полы пальто показывают.

«Что-то типа» - это что-то типа фэнтези, где фантазийная реальность не выстроена логически совсем. Мы знаем, что есть те, у кого есть способности, и есть те, у кого нет. Что это за способности, что с помощью них можно творить, кроме гламурненьких клубов сияния, созданных любителями наборов кистей в Фотошопе, кто такие феи, что они могут, кроме как оставлять за собой клубы этого самого сияния, и что, на хрен, вообще тут происходит?! Что-то типа - вот ответ. А ведь потенциал и задумка вполне неплохи. Можно было выстроить очень интересную сочную живую вселенную, где были бы прописаны логические обоснования этого мира, объясняющие происходящее. Где магия и технология взаимно дополняют друг друга разумным образом, а не потому что так красивенько. Где конфликт внутренний и внешний проистекают из этих свойств мира, а не отдают дешевейшей солженицинщиной.

Кадр из фильма "Эбигейл"
Кадр из фильма "Эбигейл"

Но нет, потому как тут к «что-то типа» прибавилось «и так сойдёт». Дырявый сценарий, как будто рассчитывали снять сериал эпизодов так на дюжину, а потом просто порвали в клочки и соединили как попало, не утруждая себя связыванием этих клочков хотя бы лёгкими стежками. В результате герои ведут себя, как дебилы, противореча сами себе спустя пять минут действия. И этим бесят неимоверно. Главная героиня во взрослом состоянии выводит просто в первые же минуты. Далее к ней в размазывании соплей присоединяются остальные, чьи поступки вообще невозможно объяснить. Ни один персонаж, кроме, пожалуй, отца главной героини, не является цельной логичной живой натурой. Да и с героем Марсана есть проблемы, просто их меньше.

Идея долга, миссии, понимания того, что есть вещи важнее, чем личные сопли на тему «Где мой папочка», которую авторы попытались вынести на хребте главного героя сопротивления, выписана столь жалко и неубедительно, столь убого, что хочется сценариста и режиссёра заставить сутками смотреть на гениального Быкова, глядящего на ползущий на него немецкий танк, чтобы до них дошло, как это можно сделать одним взглядом в минутной сцене.

Кадр из фильма "Эбигейл"
Кадр из фильма "Эбигейл"

Собственно, в этом вся проблема - создатели фильма не смогли понять, что именно они хотят донести, они разрываются между идеей ценности индивидуума и идеей необходимости жертвовать этим самыми индивидуумами, чтобы выжило само сообщество. И их герои мечутся между этими полюсами, противореча сами себе, то идя по головам, то бросаясь на амбразуру и произнося звонкие и абсолютно пустые слова про веру, надежду, выбор. Это всё звучит как «бла-бла-бла», которым просто необходимо заполнить лакуны между динамичными сценами (снятыми самым жалким образом). Добавьте к этому замедленную съёмку, которую режиссёр применяет в совершенно неожиданных местах, руководствуясь неведомо каким принципом, отчего персонажи выглядят ещё большими идиотами, хотя кажется, что больше уже и некуда.

Увы, от идиотизма не спасает и актёрская игра. Хотя, казалось бы, неплохой состав. Марсан старается как может, отрабатывая гонорар и подходя к роли с профессиональной, хотя и несколько механистической позиции. Но он всё-таки убедителен и вполне искренен по крайней мере в амплуа отца. На лице Кутеповой застыло выражение: «Боже, что я делаю в этом балагане». Про Куркову промолчу, простите. Талантливого Мухаметова спрятали за капюшоном и моноклем, вдобавок сделав глухонемым. Но надо отдать должное, он хотя бы пластичен. Больше всех влюбляет в себя Марта Тимофеева. Это дитя кладёт на лопатки всех взрослых и, пожалуй, является единственным живым и очень симпатичным персонажем. Собственно, только эпизоды с ней и Марсаном - светлое и сильное место фильма.

Кадр из фильма "Эбигейл"
Кадр из фильма "Эбигейл"

Все остальные можно промотать.