Корпорации открыто рекламируют, как они эксплуатируют своих сотрудников
Если бы я был капиталистом, я бы старался максимально скрыть эксплуатацию своих работников, если только потому, что это может создать обо мне представление как о жадном и мерзком человеке. Но Delivery Club этим летом запустил рекламу (о которой я узнал только сейчас), где в открытую указал на тех, кого он эксплуатирует, ничуть этого не стесняясь. Корпорация воспользовалась известной стратегией: если хочешь что-то скрыть, положи это на самое видное место. В данном случае это были улицы Москвы.
Когда месяц назад контекстная реклама предложила мне пойти курьером в Delivery Club, я насторожился. Видимо, это была часть кампании по вербовке курьеров. Компания по доставке еды рекламировала, что среди ее курьеров есть учитель, альпинистка, казак и вообще люди с такими хобби, что я им даже позавидовал: как у них остается время на свои увлечения, если они разносят еду 12 часов в сутки, чтобы свести концы с концами? Корпорация выставляла такое разнообразие курьеров за великое достижение, но тут даже не важно, действительно ли рекламировавшиеся курьеры обладатели этих профессий или же это их «бывшие» профессии и хобби (поскольку теперь, работая курьером, времени ни на что другое у них уже нет). Delivery Club просто пытается свести так корпоративный репутационный ущерб к минимуму – за счет клиента. Корпорации все равно кого эксплуатировать: отца пятерых детей или бездетного, летчика или киргиза без образования. Ставки для всех одни, штрафы тоже. Компания хочет максимизировать прибыль, однако так, чтобы не улучшить благосостояние курьеров, а улучшить только их образ в сознании клиентов.
Поскольку еду заказывают даже самые честные и благороднейшие люди нашей страны (я к ним не отношусь. LOL), для этой буржуазной прослойки важно, чтобы их обслужили достойные люди и чтобы сами заказчики ответили максимально вежливо тем, кто их обслуживает, тем самым сглаживая комплекс вины перед прекариатом. Для современного общества стало важно, чтобы тебя обслужили вежливо: ты вежливо заказываешь товар, вежливо его оплачиваешь, вежливо эксплуатируешь курьера и вежливо его благодаришь. Если курьер еще и инженер-конструктор, а не просто выходец из Средней Азии, то потребитель получает дополнительное удовлетворение, поскольку его обслужил практически равный, только попавший в тяжелое положение. И то, что заказ доставил профессор из другой страны, сделает для добрейших людей нашей страны эту еду только вкуснее!
И то, что заказ доставил профессор из другой страны, сделает для добрейших людей нашей страны эту еду только вкуснее!
Корпорация же предпочтет вкладываться не в благосостояние своих сотрудников (которые даже не ее сотрудники), а в создание фантома, то есть рекламы. Delivery Club так убивает сразу нескольких зайцев. Компания рекламой привлекает новых курьеров для эксплуатации. Компания увеличивает число доставок за счет возрастания доверия к умным и радостным курьерам. Компания снижает риски, связанные с курьерами, поскольку теперь, возможно, будет меньше конфликтов и жалоб на курьеров.
Я узнал об этой кампании из Афиши, где были собраны мнения «экспертов» из соцсетей, и по ним сразу видно, кто заказывает еду, а кто нет. Тот, кто высказался, что это хорошая реклама и значимый проект, заказывают; тот, кто выступил против, скорее всего нет. Среди высказавшихся за я заметил Александра «Шурика» Горбачева, который некогда подсиживал людей в той же Афише, потом там же хвалил музыку, которую сам же сейчас не будет слушать, потом уехал в Штаты, чтобы там учиться писать лонгриды, но так и не научился. Потом он вроде бы попал в Медузу, а может, и поныне там – мне поср@ть. Это все, что нужно знать о журналистах из либеральных медиа: они полностью поддерживают эксплуатацию рабочего класса и стоят на стороне корпораций.
Любопытно, что часть тех, кто выступил против рекламы, переложила все вину на «государство» (то есть практически на Путина). Самые честные и достойные люди нашей страны до сих пор поддерживают корпорации, эксплуатирующие самые незащищённые слои населения. Лишь бы еду доставляли вовремя.
Ray Garraty