Найти в Дзене
Жанна

5 декабря из Дневников Л. Толстого

Оглавление

1852

Ездилъ съ оф[ицерами] на рыбальство. Писалъ 1/2 листа. Разсказъ будетъ порядочный. Получилъ милое письмо отъ Сережи, — на кот[орое] отвечалъ.

1856

Утро читалъ О[быкновенную] И[сторiю], к[оторую] послалъ В[алерiи]. Написалъ С[ереже] и тет[иньке]. Поправилъ Разжал[ованнаго], гимнастика, у Шевичъ слушалъ дурной разсказъ, у Дружин[ина] прiятно, объяснился съ Панаевымъ.

Къ Блудовымъ.

Въ Штабъ. —

Писать Ник[олиньке] и Маше

1857

Проснулся въ 1, походилъ, у Берса. Дома обедалъ, не въ духе, голова болитъ. Съ Маш[инькой] къ Аксак[овымъ]. Они меня милостиво поучаютъ. И[ванъ] А[ксаковъ] надрачивается. Дома спорилъ съ братьями.

1888

Преступно спал. Встал поздно, пошел купить подметки Сер[еже] брату. Встретил доктора и неприятно. А надо, чтоб приятно было. Утро шил калоши. Ходил без цели гулять. После обеда Шенбель, сидел весь вечер. Он преимущественно из эконом[ических], по его словам, видов не отдавал детей в гимназию и приучил их работать; теперь у него 4 сына работают и 4 дочери. Боюсь, что он крутой самовольный человек, но умен, т. е. есть свои мысли. Его мысль о дешевом хлебе, о том, что не надо ничего делать свыше — т. е. от правительства — для установления правильных отношений между людьми, а только не мешать ходу вещей — гораздо значительнее, чем его статья. Он говорит, что дешевый хлеб сделает то, что люди откажутся от земельн[ой] собственности и ею спекулировать нельзя будет, а можно будет только ею кормиться, — то, что сделал Иосиф, то разделается. Оно и разделывается сейчас. Дешевый хлеб и множество потребностей богачей отпускает один винт. Только уничтожь подати и полная свобода.

1889

Немного лучше. Погулял. Был у Домашки, ей, бедняжке, лучше. Потом сел за К[рейцерову] С[онату] и не разгибаясь писал, т. е. поправлял до обеда. После обеда тоже. Только немножко занялся сапога[ми]. Я решил отдать в Юрьевск[ий] сборник, и С[оня] довольна. Она с Т[аней] ездила в Тулу. Спал очень мало.

1909

Не одеваясь писал продолжение Шк[арвану] о науке. Кое-что поправил, неважные 30 писем. Потом очевидно душевно больной молод[ой] чел[овек], требовавший, что[бы] я принял участие в чем-то. Не глядя на меня, всё повторял: «Я решил социальный вопрос». Я мог бы лучше отнестись к нему. Беленький напутал с евреями. Было, к стыду, досадно.