Итак, продолжим, в предыдущей статье мы остановились на образе "байронического героя". (В статье присутствуют спойлеры!)
Как уже понятно, это очень сложный персонаж, который, например, мог в молодости встретить разочарование, и это оставило следы перегоревшей страсти на его бровях, и теперь он не задумывался о том, чтобы "избавиться от этого мрака", что даже улыбка, мерцающая на его лице, была жуткой насмешкой презрения. Хотя его происхождение, несомненно, связано с высокой и благородной родословной, оно окутано тайной, а душу тревожит память о каком-либо совершенном преступлении. У него бледные брови, темные круги под сверкающими глазами, щеки пылают яростью, а когда он бредет в мрачном одеянии по какой-то пустынной дороге или проезжает мимо на черном коне, он исчезает как "демон ночи" или бросает на свою жертву психологическую сеть.
Такие личности занимают почти все главные роли в романах Байрона. Этим стандартным героям не хватает индивидуальности, они практически идентичны по внешнему виду, речи и жестам. Более того, их речь не отличается от речи автора, так что когда они говорят в монологе, то можно легко разобрать манеру Байрона, особенность его поэзии, которая доставляла огромное удовольствие его современникам.
Единство восприятия концепции настолько полно, что достаточно упомянуть одну отличительную черту, чтобы сразу вспомнить о ней всего человека.
Байронические образы у Пушкина.
В первой байронической поэме Пушкина, молодой герой, уже испытавший на себе последствия разочарования, прощается со своей родиной, отплывает в неизвестном направлении. Пушкин дописал это произведение в третий месяц своего изгнания, переходя по морю из Феодосии в Гурзуф. Вполне, можно подумать, что Пушкин переложил свою действительность на произведение.
Байрон, делая монологи своих героев неотличимыми от выражения собственных чувств в лирике, создал ситуацию, когда его читатели всегда видели его за плащами своих героев.
Пушкин, подчеркивая в своих текстах те настроения, которые были связаны с байроническим мироощущением, создал вокруг себя байроническую атмосферу и открылся для всех тех бесконечных сравнений двух характеров знаменитых поэтов, что привело к весьма поверхностному видению природы и степени влияния Байрона на Пушкина.
В 1821 году Пушкин заявил:
Я жил, чтобы похоронить свои страстные мечты, и видеть, как мои желания разрушаются от ржавчины. Теперь осталось только бесплодное пламя, которое сжигает пустое сердце то тла.
А два года спустя Пушкин пишет о демоне, который начал посещать его в юности, демон отрицания, который, не веря ни во вдохновение, ни в любовь, ни в свободу, коварными словами излил яд в его душу, уча его относиться ко всей жизни с презрением.
Наконец, многим позже, когда Пушкин уже не был под чарами Байрона, он в очередной раз писал:
Я как свинец после вина - мертвое веселье моих бредовых дней. Мой путь тусклый. Беспокойное будущее скорбит обо мне. Но, друзья мои, я не прошу смерти. Я жажду больше жизни, больше мечты, больше агонии!
Больше агонии, желание ощущений, пусть даже болезненных, убеждение, что страдание - это условие существования, и что жизнь без страсти - это только процесс развития, такие требования Пушкин получил в наследство от Байрона, и когда он выразил их в своих стихах, то увидел самого себя в роли байронического героя.
Вторым байроническим героем у Пушкина был Наполеон. После того, как патриотическое волнение 1812-15 годов угасло, а мир и победа, вместо того, чтобы принести желанные политические перемены, предвещали возрождение автократии, идея Наполеона как кровожадного тирана стала поддаваться идеализации. Писание про Наполеона 1821 года колебалось между ненавистью и восхищением. Как типичный байроновский герой, Наполеон предстает благородным бандитом, человеком, оставивший позади память о тысяче преступлений, но чья великолепная смелость заслужила более славный конец.
Наполеон и Байрон были тесно связаны в сознании Пушкина, и когда он решил написать о смерти Байрона, он сравнил ее с Наполеоновской.
В 1822 году Пушкин написал свою первую повествовательную поэму, непосредственно вдохновленную восточными рассказами Байрона. Герой "Кавказского пленника" - русский, за которым ухаживает в плену черкесская девушка, глубоко влюбленная в него. Но его сердце давно охладело, чтобы любить, и он не может ответить взаимностью на чувства. девушки. Не понимая фатальности ее привязанности, он всячески пытается "образумить" девушку и только после того, как она освободила его, в нем просыпаются чувства. Но было уже слишком поздно, потому что она утопилась.
Пленник производит довольно бледное впечатление по сравнению с героями Байрона. Его влечение к черкесской девушке необъяснимо, потому что он не наделен ни одной поразительной чертой личности, которая могла бы служить противовесом впечатлению, производимому его холодным, безразличным образом.
Да-да, это ещё не конец, так что продолжение следует. Спасибо, что читаете, всем хорошего настроения и не будьте буками как байронические герои.