Данная статья – это продолжение разбора нашумевшего фильма Тодда Филлипса «Джокер». В прошлый раз мы с вами посмотрели на героя киноленты с позиции психологии и классического психоанализа – в этот раз мы с вами взглянем с позиции клинической психологии, психоанализа и психодинамический психиатрии. Конечно же, главный герой Артур Флек не является психически здоровым человеком. В прошлый раз предложил вам невротическую картину его личности и возможные психологические причины его антисоциального поведения. Однако режиссер картины нам показывает личность гораздо травмированная, чем мы можем подумать. Кто ты, Артур Флек?
Разгадка, что происходит с Артуром, находится в конце фильма. После того как Джокер вырвался наружу, и его избрали лицом восстания в проклятом городе Готэм-Сити, в следующих кадрах мы уже видим его в психиатрической больнице. Возникает сразу вопрос, что произошло? Восстание подавили, а Джокера поместили в лечебницу Аркхем? Или весь фильм является плодом больного воображения Артура Флека? Режиссеры часто прибегают к такому киношному приёму, чтобы показать психическое расстройство главного героя.
Разберём все по полочкам. В глаза сразу бросается эмоциональная отстранённость Артура Флека и его реакция негативизма. Отстранённость проявляется в его социальной недоступности. К нему обращена речь психиатра, а он на неё никак не реагирует. Мы понимаем, что он захвачен своими фантазиями и галлюцинациями. Негативизм проявляется в том, что ему протягивают руку помощи, а он делает обратное. На просьбу врача прояснить причины смеха, Артур ответил коротко, что тот не поймёт шутки. Далее следуют кадры, где у главного героя проявляется резкое психомоторное возбуждение. Артур уже в роли Джокера по всей видимости «убивает» лечащего врача и после бегает по коридорам больницы от санитаров. Возникает вопрос, а чем же он болен?
В фильме авторы красочно проиллюстрировали внутренний мир человека, который страдает кататонической формой шизофрении. Шизофрении – это одна из самых тяжелых и загадочных форм психопатологии в настоящее время. С позиции психодинамической психиатрии – это самая глубокая форма регрессии личности и раскола психических процессов. Можно даже сказать, что происходит распад психики на фрагменты. Человек находясь в психотическом состоянии буквально теряет способность тестировать реальность. Артур Флек не различает, где реальность, а где галлюцинации. Такой человек становиться опасным как для себя, так и для окружающих людей.
Кататония – это психическое нарушение как в виде глубокого ступора, так и в виде сильного возбуждения (импульсивное поведения). В фильме данный синдром как раз хорошо проиллюстрирован. Помимо ступора и возбуждения кататонии свойственен бред инсценировки. Его ещё называют Манихейским бредом. Само название указывает на его религиозный и апокалиптический сюжет, где окружающий мира воспринимается как противоборство двух сил. Герой фильма находится в центре этой борьбы. Сам сюжет фильма становиться репрезентацией того, что он видит, пока сам герой находится а клинике в состоянии ступора.
Как было сказано выше, Артур Флек, находясь в ступоре, наблюдает грезоподобные апокалипсические картины. Мир рушится буквально на его на глазах. Психиатры называют данное состояние – онеройдным состоянием, что в переводе с греческого означает «сновидение». Происходит помутнение сознания, герой отрешается от внешнего мира и живет внутри себя. Бред сопровождается синдромом Капгра, где близкие люди воспринимаются как чужие люди, а чужие люди как родные. Артур Флек принял Томаса Уйена и ведущего вечерним ток-шоу за своего родного отца, а мать в какой-то момент как не свою мать. Среди прочего можно обнаружить ещё синдром интерметаморфоза, когда Артуру Флеку кажется, что это не он совершает преступление, а другие люди. Мы можем видеть, как прохожие в масках, похожих на грим клоуна-убийцы, убивают и громят город.
Отдельно необходимо сказать о смехе Артура Флека и Джокера. Смех представляется «восстановительным» (или реституционный) симптом шизофрении. Он направлен на восстановления контакта страждущего с окружающим миром. Можно сказать даже, что это своеобразный призыв о помощи (как у детей). Ребёнок, когда рождается, то в течение первых месяцев не доступен для социального общения (клинические психоаналитики данный период ещё называют это «шизоидной позицией»), но примерно через три месяца у ребёнка появляется улыбка. Как раз эта улыбка устанавливает первый социальный контакт между ребёнком и матерью (и внешним миром в целом).
Наблюдая неконтролируемый смех Артура Флека, можно представить на сколько его психика регрессирует к возрасту годовалого младенца, в чем и проявляется в его инфантильности и беспомощности перед «жестоким и ужасным» миром (глубокий регресс и распад психики). Мы наглядно видим этот мир, а также слышим в разговоре с социальным работником, что у Артур Флек нет ничего кроме «негативных мыслей». По сути внутриличностным конфликт героя – это доверие и недоверие к окружающему миру на грани смерти. Внутренне границы между своим «Я» и окружающим миром у него стёртые, и можно видеть, как Артур Флек буквально приравнивает себя с «холодным и враждебным» миром. Если мир – плохой, то и я – плохой. В эти моменты Артур Флек принимает депрессивное решение свести счёты с жизнью (например, застрелиться или заморозить себя в холодильной камере).
У Артура Флека в данной ситуации остаётся единственное – это психоз как способ справиться с «психологической смертью», когда исчезает какая-либо надежда и смысл жизни. Так как лекарства у Артура Флека заканчиваются и нет возможности купить новые (скорее всего по фильму он принимал нейролептики, или лекарственная «смирительная рубашка»), то субличность Джокера прорывается наружу и направляет агрессию не на себя, а наружу. В итоге мы наглядно видим, что Артур Флек – это больной кататонический формой шизофрении, который представил себя Джокером. Кинолента в целом является «наглядным пособием по психиатрии».
Артур Флек (Джокер) вызывает не только негативные чувства отвращения, гнева и страха, но и симпатию и сочувствие. Почему так происходит? Такая двойственность характерна при общении с больными шизофренией. Здесь необходимо отдать дань игре Хоакин Феникса (кстати, даже для роли сбросил 23 кг, так как больные шизофрении зачастую имеют астеничное телосложение: высокие, худощавые и жилистые). Язык насилия не понятен при шизофрении. Как это не странно, но они очень чувствительны и ранимы. С ними возможно общаться только на языке понимания, сочувствия, любви, веры и надежды. К примеру, Джокер карает своего бывшего коллегу по работе, что тот его подставил с револьвером, но отпускает карлика Гари, свидетеля жестокой расплавы, так как тот ничего плохого ему не сделал. Это говорит как раз о той самой чувствительности главного героя.
Да, фильм не однозначный, но, на мой взгляд его популярность отражает, большую потребность современного мира в понимании психических расстройств. Фильм показывает, как мы сами помогаем в появлении таких «социальных стражников» как Джокер, которые приходят спасти этот мир от «невидимого врага» в лице привилегированного семейства Томаса Уэйнов, запустившего и разорившего город. А о художественной составляющей данного фильма поговорим в следующем посту.
Поделитесь своими впечатлениями, как вам фильм и как вам мой разбор?
Также вы можете прочитать продолжение статьи: психологический портрет и художественный разбор.
Вы можете записаться на на психологическую консультацию по WA +7(913)944-07-64
© Дмитрий Нещадим
#dneshchadim #радиомост #новосибирск #музыкажизньатмосфера #кинопсихолог