В те далёкие дни, когда я был школьником, в нашем доме было заведено одно суровое правило: я никогда не мог посмотреть кассету с новеньким фильмом первый, сначала это делали родители. Они внимательно проверяли картину на наличие постельных сцен и, в случае отсутствия оных, разрешали мне заценить картину. С “Видоком” мне как раз не повезло. В нём явно была обнажёнка, и на вопрос “можно?” мне родители строго объявили: “Нет! Посмотришь, как подрастёшь!“
Думаете, это меня остановило? Хах, да нет, конечно! Я просто дождался, когда родителей не будет дома и оперативно с фильмом ознакомился. Сказать, что я был поражён увиденным – ничего не сказать. “Видок” глубоко запал в мою детскую душу, и причин тому было много. Тут и сюжет, и место/время действия, и актёры, да и стиль у картины был особенный. Но обо всём подробней.
Итак, Париж 1830 год, страна на пороге очередной революции. При странных обстоятельствах, а точнее от удара коварной молнии, погибают сразу несколько высокопоставленных французов: фабрикант и химик. Вроде и бог с ними, беда случается, но полиция считает подозрительным такое стечение обстоятельств. А кто, как не известный сыщик Видок (Жерар Депардьё) способен разгадать эту непростую задачку? Кто сказал, что он старый и бесполезный? Может и старый, соглашусь, но точно не бесполезный!
Вообще, сыщик Видок – это довольно популярная во французской истории личность. Бывший преступник, дебошир, дуэлянт и любитель дам легкого поведения, он позже исправился, стал известным полицейским и, на минутку, основателем первого в мире частного сыскного агентства. Кроме того, он оставил после себя мемуары, по которым до сих пор снимаются фильмы (см. недавний “Видок: император Парижа” 2018г.).
Однако “Видок” 2001 года розлива – это не просто детектив, это целый сплав кино-жанров. Тут вам и фантастика, и мистика, и триллер, и даже, не побоюсь этого слова, боевик! Сюжет закручен основательно, кто убийца догадаться почти невозможно, интрига держится до конца. Злодей всё время ходит в огромной зеркальной маске с золотым отливом и наводит жути на своих жертв, поглощая их души. Вроде нам и намекают, что это обычный человек, но в кадре злодей вытворяет столько всего сверхъестественного, что ни на секунду в его обычность не веришь. Наука здесь соседствует с алхимией, а чёрный юмор с откровенно неприятными, натуралистичными сценами.
К слову о натуральности - Париж в фильме изображён не с самой лучшей стороны. Узкие улочки его загажены мусором, обычные граждане все какие-то рваные и чумазые. Да и люди из высшего общества вызывают лишь неприязнь: главный полицейский упрям и туп, как пробка, жена учёного опиумная наркоманка, а фабрикант и химик не любят никого, кроме себя и хотят быть вечно молодыми. В этой связи “Видок” передаёт пламенный привет ещё одному натуралистичному фильму под названием “Парфюмер” Тома Тыквера. Там тоже, что ни кадр, то мерзость. В хорошем смысле этого слова.
Ещё о странностях. У фильма очень необычная операторская работа и монтаж. Камера частенько так и норовить наехать на лицо какого-нибудь стеклодува или кучера и показать нам его волосы в носу, а из-за монтажа редкие схватки Видока и убийцы в маске просто невозможно смотреть: всё мельтешит ужасно.
А вот актёрские работы тут хороши, и в первую очередь это касается всех, но только не Жерара Депардьё. Да, он был одной из завлекалочек фильма, и значится исполнителем главной роли, но не верьте этому! Депардьё в картине до обидного мало. Повествование в основном ведётся от лица молодого репортёра, а знаменитый сыщик появляется на десять минут в начале и (спойлер!) на десять минут в самом конце.
При всех своих достоинствах, очень жаль, что картина не получила продолжения. Вероятно, на это повлиял провал следующего фильма Питофа (реж. Видока). Француза позвали снимать супергеройскую “Женщину-кошку”, и этим мужик загубил свою карьеру. Зак Снайдер и Дэвид Эйр понимающе похлопывают Питофа по плечу.
Что же касается сегодняшнего героя, то скажу следующее: это фантастика! В прямом и переносном смысле этого слова. Фильм “Видок“ наглядно показывает, как можно удачно сочетать столько разных, непохожих друг на друга жанров и выдать качественный продукт. Настоятельно рекомендую его просмотру всем, кто не видел.