Начнем с того, что работа над проектированием и созданием Янтарной комнаты началась еще в далеком 1701 году, с подачи и указа короля Пруссии Фридриха I. Предполагалось, что эта комната должна была украсить зимнюю резиденцию короля. На те времена Пруссия являлась главным государством, по добыче, производству и обработке янтаря. Проектировщиком уникальной комнаты стал архитектор Иоганн Фридрих Эозандер фон Гёте, а руководство над работой было доверено датчанину Готтфриду Вольффраму, а затем двум мастерам из немецкого городка Данциг: Эрнсту Шлахту и Готтфриду Турау. На работу по заказу Фридриха I ушло десять лет.
Но через два года король Фридрих I скончался, а на трон вступил его сын Фридрих Вильгельм I. Новоиспеченный монарх сразу принялся налаживать дружеские отношения с Россией, более того выступил ее союзником в Северной войне. А в 1716 году преподнес русскому царю Петру I, неожиданный и роскошный подарок- ту самую Янтарную комнату, комнату которую приказал смастерить его отец. Во время визита, русский царь Петр I, обмолвился, о том, что желал бы видеть такой шедевр у себя на родине. Фридрих Вильгельм не долго думая, заявил, что дарит этот шедевр Петру.
Этот факт привел Петра в восторг. В письме своей жене Екатерине он доложил: "Король одарил меня изрядным презентом". Кроме того, и сам Петр не остался в долгу перед Фридрихом, отправив 55 лучших гренадеров русской армии, да еще и в придачу кубок, изготовленный из слоновой кости.
В 1717 году, бережно упаковав Янтарную комнату в ящики, ее отправили в Санкт-Петербург. Сперва ее разместили в Зимнем дворце, но спустя несколько десятков лет, дочерью Петра Елизаветой, был отдан приказ, о переносе Янтарной комнаты в Екатерининский дворец Царского Села. Работал с ней архитектор Б. Расстрели, добавив в интерьер много новых деталей, благодаря чему, Янтарная комната существенно увеличилась в размерах.
Екатерининский дворец, являлся не лучшим местом для Янтарной комнаты, перепады температуры приводили к деформации и разрушению панно. Требовалась периодическая реставрация. По этому поводу, из Пруссии были выписаны мастера янтарного дела, задачей которых являлось, содержать Янтарную комнату в надлежащих условиях.
Этот шедевр вызывал неописуемый восторг, у всех кому посчастливилось ее увидеть. Так, к примеру, французский поэт Теофиль Готье, посетив нашу страну писал, что был "захвачен и ослеплен богатством и теплотой тонов".
Янтарная комната пропала в годы Великой Отечественной Войны. Один из идеологов фашизма Йозеф Геббельс, распорядился составить список культурных ценностей, которые ранее принадлежали Германии, но по каким-то причинам оказались за ее пределами. Естественно Янтарная комната, не могла не оказаться в поле зрения фашистов.
В СССР, в первые дни войны, была проведена колоссальная работа, по сохранению исторических ценностей. Все ценности которые своевременно удалось вывезти из регионов, были отправлены на Восток страны. Но эвакуация Янтарной комнаты была невозможной, из-за ее хрупкости. Пытаясь замаскировать комнату, ее оклеили обоями. Но эта попытка не увенчалась успехом так, как захватчики прекрасно знали местоположение шедевра, поэтому сохранить его не удалось.
После взятия Царского села, начался демонтаж Янтарной комнаты. Она была вывезена из Советского Союза и отправлена в Кенигсберг (ныне Калининград). Этот факт подтверждает запись из инвентарной книжки Королевского замка. Площадь помещения, выделенная для Янтарной комнаты, оказалось мала, поэтому, часть панно хранилось отдельно.
В 1944 году, в ходе бомбардировок самолетами британской авиации, Королевский замок сильно пострадал. Здание окинул пожар. Директор музея искусств Альфред Роде отправил в Берлин письмо, в котором сообщил, о том, что несмотря на пожар, Янтарная комната сохранилась, за исключением некоторых элементов. Это письмо было последним документальным свидетельством Янтарной комнаты, далее следы о ней теряются.
После того как Кенигсберг был взят советскими войсками, начались ее поиски. Львиная часть музейных ценностей, вывезенных и украденных из СССР, была обнаружена, но местоположение Янтарной комнаты оставалось неизвестным. И даже допрос самого директора музея Альфреда Роде не дал никаких результатов, который ссылался на контузию и потерю памяти.
Прошло много лет, а тайна исчезновения Янтарной комнаты, так и осталась неразгаданной. Какие только версии не выдвигаются, например по одним сведениям, до сих пор хранится в подвалах Кенигсберга. По другим ее уже успели вывести за океан на территорию США или Южной Америки. Возможно она пропала из-за несоблюдения условий хранения.
В 1981 году были начаты работы по реконструкции и воссозданию Янтарной комнаты. Так как подлинник обнаружить не удалось, комнату решили воссоздать заново. И вот спустя 20 лет, в 2003 году в полном объеме работа была завершена, как раз а 300-летию Петербурга.