Красноярский судоподъёмник – это уникальное гидротехническое сооружение, не имеющее аналогов во всей России.
Расположен он в месте примыкания плотины Красноярской гидроэлектростанции к левому берегу реки Енисей.
Судоподъёмник помогает судам преодолевать разницу в уровнях воды ниже и выше Красноярской ГЭС, на всех других гидроэлектростанциях для перемещения через плотину используется шлюзование.
В период возведения ГЭС, рассчитав стоимость строительства шлюзов, пришли к выводу, что это будет крайне затратным мероприятием из-за большого перепада высот, между нижним и верхним бьефом. Цепочка шлюзов растянулась бы почти на 40 км.
Тогда было решено сконструировать нечто новое. Созданием проекта занимались в институте «Ленгидропроект», где и придумали схему, при которой судоподъемник зачерпывает воду из реки вместе с кораблем и перемещает через плотину.
Строительство сооружения невероятных масштабов началось в 1963 году и завершилось в 1976-ом.
В 1977-м судоподъёмник был введен в опытную эксплуатацию. Так как прежде подобного опыта не было, пуско-наладочные работы шли до 1982 года.
В советское время подъёмник работал в течение всего навигационного периода на Енисее. Пик его «популярности» был связан с обеспечением доставки водным транспортом разнообразных грузов для строительства выше по течению Саяно-Шушенского гидроузла.
На самоходный судоподъёмник возлагались большие надежды, но со временем судоходство в верховьях Енисея сократилось.
В настоящее время этот механизм уже используется не так часто. Постоянный «клиент» Красноярского судоподъёмника - Енисейское речное пароходство (для перевозки грузов).
Частные владельцы скоростных яхт и катеров прибегают к помощи гигантского механизма для переброски их в Красноярское водохранилище.
В завершении технические данные:
- Расчетная грузоподъемность достигает 1500 т.
- Перепад уровней между нижним и верхним бьефом 104 м.
- Скорость движения подъемника 20 м/мин, или 1,2 км/ч.
- Вес судоподъёмной камеры без воды составляет 4500 т.
- Тяговые усилия для передвижения камеры по судовозным путям создаются с помощью 156 радиально-поршневых судомоторов.
- Полная эксплуатационная длина с подводными участками 1510 м.
- Полезные габариты судовозной камеры: длина — 90 м, ширина — 18 м, глубина — 2,2 м, максимальная высота — 20 м.
- Диаметр поворотного устройства — 106 м, угол поворота — 140 градусов.