Найти тему
Наука изнутри

Развитие самоконтроля у детей.

Способность контролировать свои импульсы и модулировать свои эмоциональные выражения - это самое раннее и повсеместное требование, которое общество предъявляет к детям. Более того, успех во многих жизненных задачах в решающей степени зависит от овладения детьми таким самоконтролем.

Ранний самоконтроль оказывает глубокое и длительное влияние на жизнь в зрелом возрасте.

32-летнее продольное исследование показало, что обладание самоконтролем в детстве (в возрасте от 2 до 10 лет) позволяет прогнозировать физическое здоровье, зависимость от чего-либо, личные финансы и исходы преступления в зрелом возрасте.

Аналогичным образом, есть свидетельства того, что люди, которые обладают сильным самоконтролем в раннем детстве, более успешны в школе и имеют больше шансов на успешную карьеру и гармоничные семейные отношения в зрелом возрасте. 

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Многочисленные исследования подтвердили, что самоконтроль в раннем возрасте оказывает положительное влияние на поведение, дошкольные и средние академические, социальные и эмоциональные способности.

Большинство исследований, которые проводились, были посвящены развитию самоконтроля в течение двух периодов: дошкольного и подросткового возраста. 

Исследования, которые были сосредоточены на дошкольном периоде, пытались определить, когда появляется самоконтроль и его траектория развития. 

Поскольку подростковый период характеризуется радикальными биологическими, эмоциональными, когнитивными и социальными изменениями, исследование было сосредоточено на таких темах, как поиск ощущений и импульсивность и их связь с рискованным поведением и психопатологией.

В последнее время появился новый взгляд на самоконтроль, основанный на достижениях психологической науки. Согласно этой точке зрения, сбой или низкий уровень самоконтроля могут быть вызваны сильными импульсами, слабым контролем или их сочетанием. Люди с большим уровнем самоконтроля могут выполнять текущие задачи без вознаграждения, и они могут строить далеко идущие планы. 

Что касается развития хорошего самоконтроля, в дополнение к возрасту, необходимо учитывать влияние образования.

Из результатов понятно, что у дошкольников лучше самоконтроль, чем у детей в возрасте 4 лет. Это указывает на то, что они естественно становятся подготовленными к школе.

С другой стороны, когда дети посещают начальную школу, образование, которое они там получают, может в определенной степени способствовать самоконтролю. Причина в том, что условия начальной школы полностью отличаются от условий в детском саду. В начальной школе дети должны контролировать себя 40 минут без перерыва, чтобы они могли следить за обучением. Это может быть проблемой для некоторых детей, которые только что перешли из детского сада, но это также может способствовать хорошему самоконтролю детей.

Многие исследования гендерных различий и самоконтроля показали, что девочки не только лучше справляются с хорошим самоконтролем, но и с отсутствием контроля, чем мальчики на дошкольном этапе.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Учёные полагают что эндогенные факторы (такие как темперамент и характеристики нейронов) оказывают большое влияние на развитие самоконтроля. Мужские и женские половые хромосомы приводят к различиям в функционировании мозга и эндокринной системы, что приводит к различным психологическим и физическим склонностям.

Все эти различия могут в некоторой степени прямо или косвенно влиять на поведение детей. В частности, была подтверждена связь между тестостероном и агрессией. Следовательно, по сравнению с девочками, мальчики будут проявлять более агрессивное поведение, что является относительно очевидной характеристикой плохого самоконтроля.

Кроме того, общество и культура в некоторой степени моделируют основные ценности и поведение мужчин и женщин. В большинстве обществ женщины считаются более чувствительными и заботливыми, чем мужчины, тогда как мужчины считаются более агрессивными и независимыми. Эти стереотипы могут также влиять на различия в самоконтроле между мальчиками и девочками. Конечно, существует также взаимодействие между генами и культурами.

Эволюционная психология объясняет гендерные различия в самоконтроле с другой точки зрения. Учёные рассмотрели исследования, в которых изучались гендерные различия в социальных, поведенческих и когнитивных задачах, связанных с торможением, и обнаружили, что гендерные различия наиболее благоприятно влияют на женщин для выполнения социальных задач (например, для контроля над эмоциями). Гендерные различия были менее выражены для поведенческих задач, а также слабые и непоследовательные для когнитивных задач.

Эта модель была интерпретирована как согласующаяся с той позицией, что гендерные различия, связанные с торможением, относительно специфичны для конкретной области, при этом женщины демонстрируют большие способности при выполнении задач, связанных с размножением и воспитанием детей.