Найти тему
Загадки интеллекта

Определение мотивации шимпанзе. Какие есть различия?

Различия в культурном познании шимпанзе и людей можно объяснить эволюционными различиями в способности понимать намерения других. В какой-то момент после расхождения людей и шимпанзе, человеческая родословная эволюционировала в адаптацию, которая повысила нашу мотивацию делиться эмоциональными состояниями, опытом и деятельностью с другими. Это привело к уникальной способности участвовать в общем умысле.

Эта способность лежит в основе многих культурных моделей поведения человека, начиная с использования языка и заканчивая построением социальных институтов. Хотя шимпанзе понимают некоторые аспекты намерений, у них мало доказательств наличия поведенческих маркеров общей преднамеренности, которые возникают в ходе онтогенности человека, таких как обмен эмоциями, координация действий или сотрудничество с другими.

https://pixabay.com/ru/photos/шимпанзе-коричневый-бонобо-пара-1822540/
https://pixabay.com/ru/photos/шимпанзе-коричневый-бонобо-пара-1822540/

Хотя это новая и интересная идея, стоит признать, что данные, приводимые в качестве доказательства того, что обезьяны не участвуют в общей преднамеренности, открыты для альтернативных толкований.

Различия между человеком и шимпанзе менее очевидны. Например, чтобы шимпанзе не взаимодействовали друг с другом исключительно ради обмена опытом, эмоционального состояния и деятельности.

Однако шимпанзе участвуют в ряде культурных моделей поведения, которые не предполагают очевидного вознаграждения, за исключением обмена опытом с другими и соблюдения групповых норм.

Культура и сотрудничество шимпанзе

Шимпанзе соответствуют традициям, характерным для данной популяции, даже когда альтернативы могут быть более выгодными. Шимпанзе копировали поведение друг с друга, основываясь на идентификации и желании вписаться в окружение.

Действительно, феномен культуры шимпанзе трудно объяснить без признания того, что мотивация делиться опытом с другими и делает то же самое, что и другие.

Почти невозможно представить себе, что два шимпанзе будут сотрудничать друг с другом для достижения общей цели. Есть различные исследования, проведенные лаборатории, где шимпанзе, получив возможность либо конкурировать, либо сотрудничать за вознаграждение, более компетентны в конкурентной ситуации.

https://pixabay.com/ru/photos/файлы-бумаги-офис-документы-стек-1614223/
https://pixabay.com/ru/photos/файлы-бумаги-офис-документы-стек-1614223/

Тем не менее, в других контекстах существуют документально подтвержденные доказательства сотрудничества шимпанзе, такие как обращение за поддержкой во время формирования коалиции, использование "лестницы" другими для подъема в недоступные места, примирение при посредничестве, и богатое разнообразие проявлений сочувствия и утешения, которые отличают обезьян от других.

Люди, нуждающиеся в помощи, используют как вокализацию, так и жесты тела для того, чтобы успешно побудить своих членов прийти на помощь. Многие из этих взаимодействий связаны с пониманием потребностей и намерений друг друга, а также тесной координацией между партнерами.

Несколько экспериментальных исследований социального обучения у обезьян, которые связаны с использованием инструментов, выявили доказательства для имитации обучения. Это указывает на то, что шимпанзе не приспособлены к планам действий или намерениям модели.

Однако недавнее исследование показало, что шимпанзе могут использовать либо имитацию, либо эмуляцию для решения одной и той же задачи, в зависимости от того, могут ли они видеть причинно-следственные связи.

Когда задание было представлено в непрозрачном состоянии, чтобы участники не могли видеть причинно-следственную связь между инструментом и вознаграждением, они воспроизводили относительно полную копию действий модели, включая как необходимую, так и ненужную часть демонстрации, в соответствии с подражанием.

Однако, когда та же самая задача была поставлена в прозрачном состоянии, чтобы были видны причинно-следственные связи, шимпанзе избирательно исключали ненужные действия и достигали того же решения, используя более эффективную технику, в соответствии с эмуляцией.

Результаты этого исследования показывают, что эмуляция может быть доминирующим механизмом обучения шимпанзе, поскольку она представляет собой наиболее гибкую и эффективную стратегию. Шимпанзе могут использовать имитацию, но могут делать это в основном в ситуациях, когда имитация невозможна.

Это подрывает аргумент ученых о том, что преобладающее использование подражания шимпанзе связано с недостаточной способностью читать намерения.

https://pixabay.com/ru/photos/вопросительный-знак-рисованной-2123969/
https://pixabay.com/ru/photos/вопросительный-знак-рисованной-2123969/

В заключение хотел бы добавить, что сохраняются некоторые конкретные вопросы, касающиеся наличия или отсутствия общего намерения в отношении шимпанзе.

Тем не менее, ученые собрали большой объем разрозненной литературы и выдвинули ряд гипотез, вызывающие большой интерес и новые направления исследований в области, которая традиционно рассматривалась с тревогой.