Закончил я службу в Ванино, в должности начальника штаба перевалбазы (таких частей было всего три во всех вооруженных силах - две на ДВ и одна в Бресте). Соединение занималось экспедиционным завозом вооружения, ГСМ, продовольствия и материальных средств морским путем в отдаленные гарнизоны страны. Не хочу хвастать, но часть несколько лет занимала первое место в округе по всем показателям. Рецепт прост - занятость личного состава, забота о подчиненных, постоянный контроль со стороны командиров всех категорий и обязательно стимул (отпуска на родину, увольнения в город, демобилизация в первых партиях). Часть очень специфическая - работа круглосуточная, личный состав постоянно в отрыве, в порту.
Солдаты в основном: такелажники, водители КАМАЗов и спец. техники. Батальон обслуживания: рота охраны, рота механизации, две рабочие роты. Штаб базы: производственный отдел, службы, узел связи, лазарет и хоз. взвод, плюс несколько подчиненных частей (склады, базы). Состав многонациональный, разных призывов, что никак не влияло на службу и отношения между солдатами. Командиры взводов - опытные старшие прапорщики. Взводные автороты, командиры рот и замполиты - офицеры. На базе также была традиция назначать на младшие командирские должности своих воспитанников. По профилю части просто не существовало учебных сержантских подразделений.
Имелось своё подсобное хозяйство. Теплицы, где выращивали свежие овощи и зелень на солдатский стол. В клубе открыли чайную, организовали художественную самодеятельность.
Для офицеров в холле обустроили бильярдную. В городке расчистили пустырь, сделали спортплощадку и футбольное поле. Из подвала казармы вручную вынесли тонны грунта. Тут был сооружен "Пункт приёма личного состава" (на военное время), а в мирное использовали, как спортзал, с гирями, штангами и т.д.
Ниже фотографии одного из офицеров в/ч 47042. Работа в порту:
Выдавалось дополнительное питание во время работ в порту в ночное время. Создали внештатный "полковой оркестр" из ребят с музыкальным образованием. Старые духовые инструменты нам отдал клуб порта, их реставрировали своими силами. Каждый развод и построение проходило на небольшом плацу под звуки маршей.
В отличие от нынешнего "Союза солдатских матерей" (у нас не было в нём необходимости), в части работал женсовет. Жены офицеров принимали активное участие в жизни воинского коллектива и помогали благоустроить армейский быт. Сшили красивые шторы на окна и прикроватные коврики в казармы, цветы на тумбочки с подсобного хозяйства. Солдаты сами отциклевали половые доски и покрыли паркетным лаком. Стало светло и уютно, да и в постоянном натирании полов "баяном" (иначе "машкой") необходимость отпала. Исчез едкий запах мастики. Был свой банно-прачечный комбинат. На работах повседневную форму не использовали, для этого существовал подменный фонд. Функционировала своя штатная швейная мастерская. Солдаты не сами "ушивались", как глисты, а подгоняли в этой мастерской свою форму по размеру. Швея - служащая СА, жена прапорщика. На праздники женщины пекли торты для солдат. Традиционные пельмени лепили, как правило, все, свободные от нарядов и работ. Столы в столовой на шесть, человек (Ножи, вилки, ложки, специи. Свежая горчица в обязательном порядке). Пища выдавалась в раздаточной. Большая часть поваров женщины-военнослужащие. В меню частенько была солёная горбуша (договаривались в рыбсовхозе). Бруснику на зиму заготавливали всем коллективом и замачивали на зиму в бочках. Частенько в такой ситуации солдаты делились с женщинами теми проблемами, о которых не могли сказать командиру...
Врать не буду, в рядах молодых призывников попадались и непригодные к службе. Рядом с нашей базой дислоцировался военный госпиталь и таких, не затягивая, комиссовали.
Редкая часть, в которой существовали для офицеров и прапорщиков два выходных дня в неделю. Дежурили офицеры штаба база, контролирующие выполнение распорядка дня круглые сутки в подразделениях и подчиненных частях ("ответственные") : воскресенье - день замполита, суббота (ПХД) - день зампотеха, понедельник - командирский день. В остальные дни другие офицеры управления, согласно графика. Только слаженная работа ВСЕГО коллектива, под руководством грамотного, опытного и всеми уважаемого командира (надо отдать ему должное), делает часть боеспособной.
За годы службы на базе не было ни одного грубого "ЧП". Кстати, умение командира поддерживать добрые отношение с соседними частями, с гражданскими коллективами региона очень шло на пользу службе. Благодаря хорошим отношениям с руководством порта, военнослужащие и члены семей бесплатно посещали прекрасный портовской спортзал и плавательный бассейн. Все праздники, свадьбы и юбилеи офицеров и прапорщиков отмечали вместе с семьями в солдатской чайной, что очень сближало сослуживцев. Иногды выезжали на острова, на пикники с шашлыками. Частенько порт бесплатно выделял катер.
Ниже фотографии, которые солдаты, в мою бытность, делали для своих дембельских альбомов в городском фотоателье. Многих до сих пор узнаю. (Фото из группы "Одноклассники". В/Ч 31518, 47042 Хабаровский край п Ванино. )
А вот "парадка" в этой же части спустя десять лет... Я уже уволился. Новый замполит примеряет "дембельские доспехи" одного из солдат. Из фотоальбома альбома молодого офицера: https://vk.com/album4759661_18803536
Кстати, базу не так давно тоже расформировали...
Долгие годы после увольнения я получал письма и фотографии от своих подчиненных, как рядовых, так и офицеров. Кое с кем и сейчас поддерживаю связь уже через интернет. Служба в армии должна сплачивать, а не разобщать народ! Добрая традиция - это нерушимая армейская дружба и взаимовыручка, которыми всегда славилась и гордилась русская армия.
Моё мнение - вводя всевозможные новшества, не надо забывать старые добрые традиции и вековой опыт прошлых поколений. Не зря говорят: "Новое - это хорошо забытое старое!"
К сожалению, многие нынешние "реформаторы" вообще в армии не служили...