Никто не сомневается в большом и положительном вкладе татарского народа в российскую историю. Миллионы татар храбро сражались за нашу общую Родину в обоих Отечественных и тысячах более мелких войнах и конфликтах. Но что характерно: все положительное отношение русского народа к татарам завершается, когда речь заходит о самой южной ветви могучего татарского дерева - крымских татарах, что с одной стороны и понятно: как можно положительно отзываться о народе, с которым Россия воевала 300 лет без перерыва? Но помня о разрушительных крымско-татарских набегах XV-XVIII веков, нельзя забывать и о событиях 1615 года, когда один набег крымских татар спас нашу Родину от сокрушительного вражеского нашествия.
Прелюдия.
Было бы наивно думать, что с избранием на русский престол Михаила Романова в 1613 году Смутное время благополучно завершилось. Поражение под Москвой в Варшаве не считали окончательным, ведь сил у Речи Посполитой ещё хватало и в отличие от России, она не разрывалась внутренними раздорами. К 1615 году польский король Сигизмунд III собрал огромную армию для нового похода на Москву. Активно готовясь к походу на Восток, поляки оставили абсолютно незащищённым юг своей державы, за что и поплатились.
Набеги Азамат-Гирея.
Приход к власти в Крыму хана Мехмеда III Гирея на первых порах воодушевил поляков: звёзды складывались неблагополучно для России, теперь она была окружена врагами со всех сторон, ведь брат хана калга Шахин-Гирей клялся отомстить русским за смерть отца, якобы ими убитого. Зимой 1615 года крымские татары в компании с турками выступили в набег, только не на Русское царство, а на Речь Посполитую.
В том, что татары обрушились не на Русь, а на Польшу, не было ничего необычного. Во-первых, крымские татары прекрасно знали, что с "урусов" после Смуты драть нечего, в то время как поляки на ней же сами обогатились и, желая взять реванш за поражение 1612 года, оголят южную границу. А во-вторых и это главное - русский царь Михаил Федорович заключил с татарами договор, по которому он обязывался ежегодно платить "поминки" суммой 8 тысяч рублей, тем самым развязав татарам руки в отношении поляков.
Зимой 1615 года крымские татары под командованием нурэддина Азамат-Гирея пересекли незащищённую южную польскую границу и обрушились на Правобережную Украину. Не встретив особого сопротивления, татарское войско быстро разбилось на летучие чамбулы и принялось захватывать ясырь - пленников для продажи в рабство, отдавая предпочтение молодым красивым девушкам. Весной 1615 года Азамат-Гирей повторил набег, пообещав напоследок "вернуться за урожаем".
"Да остались ли в Литве какие-то люди!?"
Успехи Азамат-Гирея раззадорили и крымских татар, и турок и в следующий набег, приуроченный как раз к сбору урожая (август-сентябрь) они пошли уже вместе. Такого успеха крымским татарам не удалось повторить более никогда, даже во времена Хмельничины, их отряды уводили людей в полон из окрестностей Бара, Тернополя и Львова, спасение было только за крепкими стенами городов, которые татары брать не умели.
Хронисты, описывая этот набег, восклицали: "Да остались ли в Литве какие-то люди?!". Полон, угнанный татарами в Крым, был огромен, речь идёт о десятках тысяч тех, кто дошел до Крыма, не считая тех, кого убили при захвате или в пути. Цены за рабов после этого набега упали так, что невинную молодую девушку продавали за 2 пула (мелкая медная монета), а чем-то неустроивших работорговца пленников сотнями резали, как режут баранов. Набег 1615 года спас Россию в один из самых тяжёлых моментов в ее истории, заставив поляков перебросить отборные подразделения своей армии на юг, но ещё большее значение он приобрел впоследствии, ведь он наглядно показал, что полякам плевать на своих православных подданных и укрепил раскол между ними, вылившийся в восстание Хмельницкого и последовавший за ним "Кровавый потоп".