Одна моя знакомая писательница как-то жаловалась, что описывать постельные сцены очень и очень сложно. Дамская публика жаждет подробностей романа между героем и его возлюбленной, но так, чтобы красиво, и желательно мило, и желательно не слишком пошло.
Но если подобные сцены часто встречаются на страницах книг, чуть реже - в песнях, то стихотворения "об этом" можно так, навскидку, и не вспомнить. Если не считать поэтов совсем уж прошлых лет - и радикального Баркова, и шалуна Пушкина с его "Гаврилиадой" (вот уж кому бы сейчас попало за оскорбление чувств верующих), то мне сходу припоминаются только двое - Даниил Хармс с его омерзительным "Жене" (не читайте, оно чудовищное, правда) и Борис Пастернак с его элегантной лирикой.
Необычайно изящное стихотворение "Зимняя ночь" из цикла стихотворений Юрия Живаго (которыми завершался роман Пастернака "Доктор Живаго") было посвящено именно этой красивой женщине на фотографии - Ольге Ивинской. Предполагается даже, что именно она стала прототипом главной героини романа.
Невероятная страстная женщина с какой-то неустроенной жизнью. Легко привлекавшая внимание мужчин, свободно вступавшая в новые отношения. Ее роман с Пастернаком был во многом печален. Они встретились в конце 1946, в 1947 сблизились, а в 1949 ее арестовали. Во время допросов она не дала признательных показаний. А допросы были тяжелыми - в тюрьме она потеряла еще нерожденного ребенка.
Считается, что, когда ее выпустили в 1953, Пастернак хотел прервать с ней отношения, окончательно расставить точки: он выбирал жизнь в семье, с женой, Зинаидой Николаевной. А увидел Ольгу - и не смог.
Это стихотворение - о его любви к этой яркой взбалмошной женщине.
Насколько легко это стихотворение, настолько тяжелая и мрачная история об отношениях двух людей скрыта за ним.
Эти прекрасные строки на слуху: в том числе и благодаря записи Аллы Пугачевой, созданной в начале 2000-х.
На мой взгляд, это слишком экспрессивное исполнение дивного стихотворения Бориса Пастернака. Но ведь это хорошо, когда стихи получают вторую жизнь?
P.S. Судя по комментариям, большинство - за исполнение "Зимней ночи" Николаем Носковым. По-моему, очень достойное и нежное. Красивая "мужская" версия.
Есть еще одна красивая версия - на этот раз женская. От Ирины Сказиной. Спасибо тем, кто посоветовал. Думаю, я отдала бы предпочтение именно этому варианту. В нем есть и теплота, и глубина, и легкость.
Вариант Александра Градского, записанный за 20 лет до версии Аллы Пугачевой, в 1978 году, мне не понравился. В его исполнении пропадает всё очарование атмосферы зимней ночи, летящих снежных хлопьев, сияния огонька свечи, пляшущих теней. Теряется изящество и легкость самого стихотворения...Впрочем, такое впечатление возникает, в первую очередь, благодаря странному попсовому музончику, абсолютно не соответствующему ни настроению произведения, ни голосу Градского.
Но к литературе я гораздо ближе, чем к музыке, поэтому судить мне сложно. Кому нравится - простите меня, я просто выразила свое мнение и ни в коем случае никому его не навязываю.
P.P.S. Еще есть вариант от Александра Подболотова, есть от Дины Гариповой, есть от Евгения Колкевича. Наверняка я упомянула не все версии, но, пожалуй, каждый сможет подобрать что-то по душе.
- Спасибо за прочтение. Я обязательно напишу о чем-нибудь еще - подписывайтесь на канал и ставьте лайк... А пока я пишу, можно прочитать другие мои статьи: