Родители, у которых в семье не один ребёнок непременно столкнутся с этой казалось бы очень взрослой эмоций - ревностью. Старший ребёнок будет ревновать младшего, ведь ему достаётся, по ему мнению, больше заботы и ласки, да и младший тоже будет ревновать старшего к родителям, но как только чуть-чуть подрастёт и начнёт понимать, что старшему ребёнку родители позволяют куда больше, чем ему.
Детская ревность может проявляться двумя способами - открытым и скрытым.
1) Открытая ревность со стороны младшего ребёнка обычно выражается в его поведении: он может злиться, истерить, бросаться, с кулаками на старшего, мешать ему заниматься своими делами, даже портить вещи - рвать книжки, ломать игрушки. Конечно, многое зависит от возраста - говорить о том, что это именно ревность, а не обычные капризы и плохое поведение, можно лет с 1,5-2.
А вот со стороны старшего ребёнка ревность к младшему может проявляться гораздо более явными (и, главное, осознанными) способами: он может обижать, даже подставлять младшего ребёнка, пытаться намеренно сделать ему больно.
2) Скрытая ревность - это глубокие эмоциональные переживания, которые могут сопровождаться проблемами со здоровьем: частыми болезнями, скачками настроения, ночными кошмарами, энурезом, болезненными истериками. Скрытую ревность может испытывать как младший, так и старший ребёнок.
Важным моментом является необходимость подготовить старшего ребёнка к появлению ещё одного члена семьи - его младшего брата или сестры.
1. Расскажите ребёнку о том, как изменения ждут вашу семью, когда родится малыш. Честно, без утайки объясните, что могут быть, как позитивные, так и негативные моменты.
Например, из позитивных - то, что мама будет находиться в декретном отпуске и проводить много времени дома; то, что вы будете активно гулять. А из негативных - то, что маме придётся много внимания посвящать малышу, так как он будет совсем беспомощным и ему будут нужны её любовь и забота.
2. Поговорите о том, какими маленькими и беззащитными являются младенцы в первые месяцы жизни, что с ними нужно обращаться крайне бережно и осторожно. Обязательно обратите внимание старшего ребёнка на то, что малыш в отличие от него, не может ничего делать самостоятельно - есть, ходить, играть.
3. Попросите старшего ребёнка о помощи с младшим, так он будет ощущать свою сопричастность. Расскажите, насколько важны для вас его поддержка и внимание, и теперь у него очень ответственная роль - старшего брата или сестры. К тому же старшему ребенку теперь придётся проявлять немного больше самостоятельности.
4. Обязательно спросите у старшего ребенка разрешения передать вещи, из которых он вырос, и некоторые игрушки. Этот момент очень важен, так как он считает вещи и игрушки (даже если давно вырос из одежды, а в игрушки уже не играет) своими.
5. Хорошим и действенным способом является сюрприз или подарок, который малыш "сделает" старшему ребёнку, как только они с мамой вернутся из роддома домой. Этим подарком вы сможете начать общение детей с позитивной ноты, расположить старшего ребёнка к младшему.
Как показать старшему ребёнку, что он не менее важен, чем его маленький брат или сестра?
Во-первых, самым простым, но очень действенным способом может стать обычный разговор по душам. Объясните ребёнку, что ваша любовь к нему никуда не денется, её не станет меньше с появлением малыша. Поговорите о том, что вы понимаете и разделяете его переживания (и что вы тоже находитесь в некотором смятении в связи с грядущими переменами), и что он по-прежнему для вас важен, любим и незаменим.
Попросите ребёнка по возможности помогать вам: например, открыть входную дверь, если папа вернулся с работы, а вы заняты с малышом, принести телефон, включить чайник, разобрать пакет из магазина - такие простейшие мелочи дадут ему почувствовать свою ценность.
Во-вторых, стоит заранее обговорить то, что можно делать, а что нельзя. Например, нельзя бить в барабан или играть в шумные игры, когда малыш спит. Поначалу новые правила могут вызвать протест у старшего ребёнка, но очень скоро он привыкнет.
Если вы хотите взять игрушки старшего ребёнка, в которые он уже не играет в силу возраста - погремушки, пирамидки, кубики, то обязательно стоит спросить его разрешения, а так же можно попросить старшего показать малышу, как играть теми или иными игрушками - строить башни из кубиков, играть в паззлы. Когда младший ребенок подрастёт, то старший сможет обучать его уже более значимым вещам - катанию на коньках и велосипеде, играм в салки, прятки, вышибалы, снежки.
Учитывайте потребности обоих детей: если старший ребенок хочет играть на площадке, а там слишком шумно, чтобы малыш мог поспать в коляске на улице, то договоритесь с ним, что часть прогулки вы проводите на площадке, а часть в парке, где тихо и спокойно.
По возможности подключайте к помощи папу (хотя бы в выходные), дедушек и бабушек, чтобы, например, они могли провести время со старшим ребенком, а вы погуляли в это время с малышом. Но также будет хорошо, если вы сможете находить время, которое посвятите только старшему ребёнку, особенно если у вас уже есть какие-то сложившиеся семейные традиции - например, каждую пятницу после школы вы ходите в кафе-мороженое.
Не сравнивайте ваших детей. Не стоит выделять кого-то одного, при этом ругать другого. Старайтесь, наоборот хвалить их обоих, благодарить за помощь вам, подчеркивать то, насколько они важны для вас.