Найти тему
Интересные Опыты

История Социологии как преподоваемый предмет. Этапы развития на мировом уровне.

Стандартный подход к написанию и преподаванию обзоров истории социологии все еще отстает от фактического развития событий в этой области.

В обучении истории социологии по-прежнему доминирует традиция "истории идей". Лишь сравнительно недавно были предприняты некоторые серьезные попытки взглянуть на историю социологии с другой точки зрения, используя новые концепции, методы и теории. В отсутствие стандартного обзора развития данной науки, преподаватели в этом плане в основном следуют привычной для учебника "траектории".

Такой подход неизбежно приводит к искажениям. Я предлагаю модель нового понимания, в которой история социологии превращается в аккуратную череду событий. Чтобы сбалансировать эту тенденцию, читатель должен иметь в виду, что развитие самой социологии было социальным и культурным процессом, состоящим из множества краткосрочных запланированных действий и взаимодействий с совокупными результатами, которые в долгосрочной перспективе не были запланированы ни одним человеком.

lragir.am/ru/wp-content/uploads/sites/3/2018/01/rus15151457969.jpg
lragir.am/ru/wp-content/uploads/sites/3/2018/01/rus15151457969.jpg

Кроме того, этот процесс проходил в рамках более широкой деятельности и разнообразных явлений. Речь идет в основном о европейском контексте, и начиная со второй половины XIX века, поскольку Европа и Северная Америка принадлежат к более обширной глобальной группировке, нам следует также рассмотреть другие традиции мышления и актуальность процессов колонизации и деколонизации, затрагивающих общество и культуру XIX-XX веков во всем мире.

Однако многое из этого еще предстоит сделать для такого более широкого взгляда на развитие этой дисциплины. Также социология была одной из социальных наук наряду с другими интеллектуальными дисциплинами: от физики и биологии до философии, а также с
неакадемическими, включая журналистику, политические дебаты и литературу.

Социология приобрела четкую форму в постоянном "диалоге" с этими другими предметами, иногда заимствуя идеи из них, иногда противопоставляя их друг другу. Большинство противоречий в самой социологии отражает ее отношение к более широкой сфере интеллектуальной деятельности. Это относится как к моральным или политическим взглядам, лежащим в основе теорий, так и к предпочтению количественных, "научных" методов или качественного, "герменевтического" подхода.

https://www.hse.ru/data/2017/05/31/1171923079/iStock-458681421_University%20of%20Gothenburg.jpg
https://www.hse.ru/data/2017/05/31/1171923079/iStock-458681421_University%20of%20Gothenburg.jpg

Помимо разграничения на теоретические и методологические направления, социология также стала дифференцироваться в соответствии с эмпирическими специализациями и национальными традициями. Эти различные формы дифференциации, соответственно, связаны с преобладающей ориентацией на другие науки, включая философию, литературу и журналистику, общим процессом разграничения функций в обществе в целом и международными отношениями.

Формирование Этапов

Хотя разнообразие эмпирических специализаций и национальных традиций легко прослеживается, это не так очевидно в том, как этнические обычаи "вложены" в развивающуюся международную констелляцию, характеризующуюся специфическими иерархиями, лояльностью и соответствующими интересами.

В моей будущей работе я не буду постоянно ссылаться на более общие условия, влияющие на социологию, в следующей статье, которая, в силу своего энциклопедического формата, будет написана в соответствии со стандартной практикой.

Однако читатель должен понимать, что эти условия актуальны для каждого из пяти основных этапов развития социологии

  • 1. Длительный "преддисциплинарный" этап до 1830 года, отмеченный тем, что в ретроспективе может быть признан "протосоциологией".
  • 2. Формирование интеллектуального понятия, и как идеи, и как идеала,
    в
    1830-90 годах.
  • 3. Формирование актуальной академической единицы с расходящимися национальными традициями, 1890-1930 года.
  • 4. Учреждение в качестве полноценной изучаемой области с самостоятельными степенями, кафедрами, научно-исследовательскими центрами и формирующейся международной иерархией, 1930- 1970 года.
  • 5. Период кризиса и раздробленности, попытки нового синтеза и глобализации, 1970 г. - настоящее время.

В следующих статьях мы разберем причины такого плачевного состояния в наше время и выделим основные аспекты, которые нужно вынести на обсуждение. Подписывайтесь на канал и оставляйте комментарии!

-3