Найти тему

Детей дошкольного возраста можно и нужно учить

1) В советской психологии есть такое понятие, как ЗБР, зона ближайшего развития. Это - та зона, в которой и возможно развитие ребенка. В этой зоне задания требуют некоторой помощи со стороны взрослого, но ребенок может их "взять". Ребенок, занятия с которым идут в его ЗБР, очевидным образом развивается, осваивая новые ЗУН, что, в свою очередь, приводит к сдвигу ЗБР. При этом правильное дозирование нагрузки позволяет опираться на внутреннюю мотивацию, или, грубо, интерес Ребенка. Несмотря на то, что Деси, Райан, Грольник и многие российские исследователи за ними утверждают, что формирование внутренней мотивации в общих чертах завершается к 12-14 годам, мы не можем с этим согласиться, ведь фундаментальным свойстом внутренней мотивации является то, что удовлетворенность от деятельности лежит в самой деятельности, человек может "проваливаться" в описанное Чиксентмихайя состояние потока, "выпадать" из времени. В то же время, очевидно, что многие "временные" рамки и границы кризисов являются, скорее, социальными, а не фундаментальным свойством развития психики ребенка. Так, к примеру, описанный Л.С Выготским кризис трех лет известен в западной литературе как кризис тоддлеров и, в некоторых случаях, может наступать в 2 года или даже несколько ранее. Готовность к школе руки, ребенка, равно как и его психики в большой степени мифологична. Так, в 80-е годы 20 века в СССР было проведено большое количество исследований, показавших, во-первых, обоснованность смещения возраста начала занятий в школе с 7 на 6 лет, а, во-вторых, переноса подготовительного класса из детского сада в школу. Такая система, в частности, функционирует сейчас в Белоруссии, где официальным возрастом приема ребенка в 1 класс является 5 лет и 11 месяцев, в более раннем возрасте зачисление ребенка в школу также возможно, а зачисление ребенка после достижения им 7 лет не приветствуется. То же касается Украины, Казахстана и ряда других постоветских стран. В России же переход с 10-летней на 11-летнюю школу, в большой степени продиктованный именно снижением возраста первоклассника, в итоге привел к противоположному эффекту, возраст поступления в первый класс вырос, а время освоения школы осталось неизменным. Всевозможные программы "1-3" и перепрыгивания через класс в России не прижились. Ээто, в свою очередь, привело к формированию госзаказа на позицию психологов, чьей задачей стало обосновывать, почему читающие и пишущие дети, свободно посещающие развивающие занятия и освоившие программу 1, а зачастую - и 2 класса школы, НЕ ГОТОВЫ в эту самую школу поступать. Отсюда уродливые и невалидизированные тесты вида "нарисуй человека" или "расскажи пословицу". Корреляции результатов, показанных на подобного рода тестирования, особенно -в случае ребенка "со стороны", с его дальнейшей успеваемостью в школе НЕ исследовались, в отличие от убедительнейших работ, показывающих корреляцию с успеваемостью скорости чтения и навыков счета.

2) ФГОС регламентирует освоение школьной программы. ТОЛЬКО ФГОС и ничто, кроме ФГОС. Результаты обучения детей по ФГОС в российских школах общеизвестны. 55% школьников получают на гиа-9 оценку "удовлетврительно" по тем предметам, которые сдают. В ряде случаев по остальным предметам ситуация ещё хуже. Именно ФГОС и программы, разработанные по нему, А НЕ ВОЗРАСТ РЕБЕНКА, регламентируют изучение тех или иных фрагментов знания в том или ином классе. Так, к примеру, в программе "школа россии" обучение ребенка умножению вынесено в третий класс, закрепление навыка-второе полугодие третьего класса. Однако ФГОС НЕ регламентирует и НЕ МОЖЕТ регламентировать ЗБР ребенка. В итоге ребенок вынужден решать задачи и "проходить" материал, не соответствующий реальному уровню свормированности его математических, языковых и предметных компетенций, обучение неэффективно. Является ли преступлением против ребенка обучение не ПО ВОЗРАСТУ, а ПО УРОВНЮ? Очевидно, нет. Может ли навредить психике шестилетки понятие прямоугольного треугольника? Тоже нет. суть нашего образовательного подхода к детям-находить их ЗБР, работать в ней, формировать категориальный и понятийный аппарат С УЧЕТОМ возраста и объективных возможностей КОНКРЕТНОГО РЕБЕНКА, а не "возраста в свидетельстве о рождении и мнения некомпетентных психологов". На вопросы заинтересованных лиц готовы ответить.