Когда мародеры напали на Тейуну, древнюю столицу народа тайрона, археологи попытались спасти это хранилище прошлого Колумбии.
В 1976 году группа колумбийских археологов и их гиды приступили к изнурительной миссии по спасению древних памятников от грабителей. Размахивая мачете, они пробивались сквозь густые джунгли у подножия холмов Сьерра-Невада-де-Санта-Марта, недалеко от Карибского побережья Колумбии.
Этот район некогда был населен Тайроной, доколумбовой цивилизацией, которая процветала за несколько веков до испанского завоевания в 16 веке. Их замечательные взаимосвязанные поселения постепенно вновь открываются, раскапываются, документируются и изучаются. Спустя несколько дней после начала похода археологи, все члены Колумбийского института антропологии, почувствовали напряжение. Длительный поход через густые джунгли усугублялся палящей жарой, проливным дождем и укусами насекомых.
Их миссия была срочной. Властям было сообщено, что один крупный археологический объект был найден Хуакеросом, археологическим мародёром. Вещи из этого места уже начали появляться на черном рынке древностей. Команде необходимо было взять объект под контроль государства, прежде чем был нанесен еще больший ущерб наследию страны.
Группа пыталась добраться до района, который широко известен как Тейуна, который они приняли называть более неформальным названием: Сьюдад Пердида, "потерянный город". Тайрона покинула многие из своих поселений в конце 1600-х годов, но их потомки, которые все еще живут в Сьерра-Неваде, никогда по-настоящему не считали город потерянным. Для посторонних оно исчезло, проглотив 15 000 квадратных миль джунглей Сьерра-Невады.
Воинственные ювелиры.
Культура тайроны развивалась в регионе около 200 г. н.э. Тайрона была связана с народами муиска, которые жили на юге вокруг нынешней колумбийской столицы Боготы. Как и Муиска, Тайрона преуспела в изготовлении драгоценных металлов, таких как золото, которые могли подпитывать миф об Эль-Дорадо. Они были известны своим сопротивлением испанским завоевателям, отгородившись от захватчиков примерно до 1600 года, что стало замечательным подвигом, учитывая относительно быстрое порабощение могущественных инков и ацтеков.
Испанский летописец Хуан де Кастелланос назвал их "Таирос" в середине 1500-х годов. Их заметно богатое платье привлекло внимание других летописцев, которые охарактеризовали их как "проницательных" и "властных". Испанцы сообщили, что носили узорчатые плащи, головные уборы из перьев и ожерелья из бисера, перламутра, сердолика и золота.
Миссия: Тейуна
В конце 20 века слухи о тайронских сокровищах в джунглях привлекли грабителей. К началу 1970-х годов в Сьерра-Неваде действовали тысячи хуакерос, нанятые лидерами банд. Двумя рабочими были Флорентино Сепульведа и его сын, которые в 1975 году обнаружили каменные ступени, ведущие на склон холма.
Осознав, что они наткнулись на необнаруженный объект, сепульведы обнаружили артефакты, которые они разграбили, а затем продали. Когда другие хуакеросы узнали об этом открытии, разразилась ожесточенная война за территорию. В конце концов, некоторые мародеры решили сотрудничать с властями и передали им информацию о местонахождении объекта.
Археологи Колумбийского института антропологии изучают этот регион с 1973 года и уже нашли 199 деревень Тайроны. Экспедиция, направленная для обеспечения безопасности этой новой, захватывающей находки, состояла из группы из трех археологов, архитектора и двух мародеров, завербованных гидами.
Низкий полет над джунглями подтвердил, что растительность была слишком густой для посадки вертолетом, поэтому команда решила пойти пешком и прорваться сквозь суровую верде, «зеленый ад», местный термин для обозначения условий в густых джунглях.
По возвращении Альваро Сото, директор Института антропологии, сразу понял важность находки: "Это был выдающийся монументальный объект Колумбии; это было частью нашей идентичности и связующим звеном с нашим доиспанским прошлым", - сказал он. Он также подчеркнул еще один аспект: близлежащие общины коренных народов, вива, коги, аруако и канкуамо, считаются "живыми потомками Тайроны, чтобы они могли помочь нам понять это место".
Древняя инженерия.
За прошедшие с тех пор десятилетия крупномасштабный исследовательский проект восстановил 200 сооружений, включая круглые дома, асфальтированные дороги, лестницы, террасы, а также площади, церемониальные площади, каналы и склады. Город расположен вдоль крутого горного хребта с каменными дорожками и лестницами, соединяющими различные части города. Административно-политический и церемониальный центр Тейуны был сосредоточен на террасе, венчающей комплекс, а жилые кварталы были разбросаны по склонам холмов.
Археологи считают, что Тайрона построила Тейуну в IX веке, примерно за 650 лет до Мачу-Пикчу. Его название в языке чибча означает "происхождение народов земли". В соответствии со своим названием, он стал духовным и экономическим центром народа Тайроны. На пике своего расцвета Тейуна, как полагают, разместила от 2000 до 8000 жителей. Культура не развивалась письменно, и, несмотря на незнание роликов и использования тягловых животных, веками удавалось производить сельскохозяйственную продукцию "сур-плюс".
Культура и экономика Тейуны, похоже, продолжали функционировать и после испанского завоевания. Город был заброшен в 1600-х годах, но многие считают, что местное население было опустошено болезнями, вызванными испанцами, а не военными завоеваниями.
Поиск потерянного города.
С конца 1980-х годов археологические работы на этом объекте были прерваны насилием, связанным с незаконным оборотом наркотиков и последствиями гражданской войны в Колумбии. В 2006 году возобновилась работа и возобновился ограниченный доступ туристов. Этот объект остается крайне изолированным и труднодоступным. Посетителям все еще нужно несколько дней прогуляться пешком, чтобы добраться до него, хотя им больше не нужно пробираться через джунгли, чтобы оценить силу духа и изобретательность одной из самых замечательных культур Южной Америки.