Представьте себе идеал архитектуры.
Какой он? Эйфелева башня, Тадж Махал, Саграла
нет настоящей идеал это Парфенон
главный храм Афин и дом богов он похож
на гармоничное человеческое тело: сильные
ноги колонны и гордый портик голова.
Он был главным образом для архитекторов
целых две тысячи лет. Исаакиевский собор
американский белый дом и тысячи других
построек от дворцов до подсобок копирует
его стиль, в том числе и большой театр.
Красиво, привычно, скучно да это здание
строили снаружи внутрь — сначала
создавали внешний вид и только потом
интерьер, где столовая, где сцена,
где техническое помещение не
понятно.
Все изменилось 100 лет назад
когда в игру пришли молодые архитекторы
и на смену классики пришел конструктивизм
сейчас вы узнаете на какие безумные
проекты был готов тратится советский
союз, как превратить здание в скорлупу для
огромной машины и можно ли сделать из
крестьянина человека будущего,
спланировав всю его жизнь от рождения до
смерти построив для каждого этапа свое здание.
В двадцатом веке архитекторам можно было больше не
строить домики с колоннами по типа Парфенона,
уже тогда можно делать все что хочешь:
небоскребы по 50 этажей и даже огромные
стеклянные фасады, даже 240 тонн металла
сложеных карточным домиком. Молодая страна
советский союз старается не отставать от
остального мира и ставит перед собой
сверхзадачу сделать из крестьянина
человека будущего. Чтобы вы понимали
крестьянин это фермер, который сам
выращивает еду, воспитывает детей без
детского сада и работает только на себя.
Такой себе маленький фермерский бизнесмен.
Человек будущего будет совсем другим —
он не будет тратить время на стирку,
уборку и воспитание детей. Государству
нужны свободные трудовые руки, здоровые
тела и идеологически правильные мозги.
Человек будущего стреляет из пушек, работает не вилами,
а катается на тракторе это "человек-машина",
"человек-завод".Тогда как превратить крестьянина
в человека будущего с помощью так называемых "человеко-фабрик"?
Например дом Коммуна на Орджоникидзе,
Москва — самый радикальный из проектов
только представьте 1929 год,сюда
заселяют 2000 студентов текстильного
института у которых все общее — настоящий
жилой конвейер. Только представьте
желая кабина 6 квадратных метров,
из мебели только самое необходимое: две
кровати, тумбочка и подоконник вместо стола.
Готовить нельзя, стирать
тоже нельзя так что никаких больше
печей, самоваров, а главное икон в углах.
Находиться днем здесь запрещено —
поспал и вышел, весь день кабины
проветриваются, а вечером включают
вентиляцию воздуха можно, зондировать, а
можно и впрыскивать усыпляющие добавки
чтобы человек еще и засыпал по команде. В
то время считалось что технологиями
можно решить любую проблему даже
бессонницу. Каждая минута человека
будущего было расписано сначала его
будет будильник, он принимает душ.Это как-бы шлюз между
миром спящих и миром жующих,
потом он идет в столовую — позавтракать,
это можно сделать только там и строго в
определенное время. После завтрака
идти в институт учиться, а затем
время обеда. Обед обязателен для
всех. И наконец вечером студенты
опять собираются в квартирке проводить
свое свободное время, ну как свободное —
выбор занятий был ограничен: игры, музыка,
танцы и коллективное слушание
радио — тогда это было развлечением.
По вечернему звонку все идут на
прогулку чтобы еще раз размяться
и наконец студенты проходят
через душ, гардероб и в
свои кабинки спать, все потребности
жителей удовлетворены. Также есть библиотека
парикмахерская, прачечная, медпункт и тир.
А что если кто-то родит? Из двух
тысяч молодых студентов обязательно
кто-то родит и архитектор даже знал
сколько — пять процентов, именно на
столько был рассчитан коммунальный
детский сад на 100 человек. В этом
здании никто не готовит, не стирает,
детей отдают в ясли чтобы
потом вечером забрать их домой.
Раньше и подумать было нельзя чтобы
своего ребенка отдать кому-то
на целый день. У этого дома есть
еще одна особенность — здесь архитектор
планировал лифт непрерывного действия в
таком лифте кабина двигаются без
остановок, если тебе наверх —
прыгаешь в левую кабину вниз —
вправо он называется "патер ностер" или
отче наш и не потому что нужно молиться
чтобы тебя не задавила, а потому что оно работает
как четки в руках священника.
Это делает здание еще больше похожим на
конвейер. Архитекторы того времени строят
не здании, нет они проектируют жизнь
человек здесь спланированы все каждый
час жизни человек только представьте это
29 год и эту махину построили
за 9 месяцов. Это фабрика по
производству человека будущего и с ее
помощью архитекторы решили вопрос быта.
Однако решив одну проблему они создали другую —
крестьяне стали массово съезжаться в город
и становиться работниками, то есть до этого
они работали на себя, выращивали еду и
растили детей чтобы те выращивали еду,
а здесь нужно делать что-то для других — для
народа, для государства. А как прокормить
такую толпу государству это же огромное
количество людей? Правильно хлебом.
Эту проблему решил "хлебозавод-автомат".
Весь завод это одна огромная машина, она
находится внутри цилиндра, здание
всего лишь скорлупа для нее.Год постройки - 1933,
завод производит 280 тонн хлеба в
сутки, работает она как швейцарские часы.
Система оказалась настолько удачной
что по такой схеме было построено 5
заводов в Москве и 2
таких же в Петербурге. Но этот
красный цилиндр хорош не только тем что
он экономит тепло электричество и кирпичи
при одной и той же площади пола
у круглого здания меньше
периметра стен, а это значит меньше
кирпича и меньше теплопотерь и внутри всегда
светло где бы не находилась солнце.
Сто лет назад советское государство
хотело чтобы люди будущего не только
рациональные работали,
но и рационально отдыхали для этого есть
третье место — рабочий клуб.
Он определялся специальностью рабочего —
работаешь на мануфактуре — твой
клуб для рабочих текстильной
мануфактуры, работаешь на троллейбусе —
твой клуб для коммунальных работников,
а работаешь в трамвайном депо то
твой клуб — Русакова
в сокольниках это и клуб для
отдыха и агитационная точка.
Здание даже внешним видом напоминает
шестеренку видишь шестеренки на работе,
видишь шестеренки и в клубе. С
транспарантами здания превращается в
настоящий завод по производству культуры
тут и красная звезда и портреты — всё
есть. В этом издании была библиотека,
комната для кружков и столовая.
Главное помещение это зрительный зал в
виде огромного рупора, под него и
подстроилась вся архитектура здания это
и называется строить изнутри наружу
полная противоположность всем дворцам и
Парфенону.Все это здание
это огромный рупор он доносит
звуки со сцены каждому зрителю
в зале, а их реплики, эмоции,
крики обратно артисту правда если
выступление было уж совсем потрясающим
аплодисменты могли оглушить артистов
И так 3 места в жизни рабочего человека:
дом, работа, клуб в них он должен
проводить основную часть своего времени,
за него уже все решили. Эти проекты всего
лишь переходные, они должны были научить
человека прошлого как жить будущим и это
только организованные проекты, а сколько
всего осталось на бумаге горизонтальние небоскребы,
огромные арки и даже 400 метровая
движущейся конструкция —настоящая
вавилонская башня в центре Петербурга
вся эта архитектура тогда
взрывала мозг так в мире
не строил никто. Но все
это казалось утопией,
моделью будущего которая так и не
наступила. Дом Коммуна оказался слишком
дорогим, круглое здание хлебозавода
невозжно было строить серийно, а
стены-шестеренки в клубе сломались и ремонтировать
их не стали. Жизнь человека не поддалась
автоматизация, даже в советском союзе
люди не стали жить по схеме которую
придумала для них правительство.
Конструктивизм ушел пришла эпоха сталинского ампира —
мощно и дорого. Потом и от этого
решили отказаться на смену гигантом
пришли хрущёвки в которых до сих пор
живут миллионы россиян, но главное не
железо и бетон главная идея. А идеи
живут до сих пор например башня с домами-
капсулами в Токио. В тех крошечных
комнатах может спать только один человек,
чем не кабины из дома коммуны или
штаб-квартира китайского телевидения в
Пекине своего рода горизонтальный
небоскреб, а башню из кубиков в
москва-сити вообще вдохновлялись
всем конструктивизм сразу.
Круто что сейчас мы видим
здания построены по чертежам
архитекторов мечтателей прошлого, но что
делать с большинством домов, как там сделать шаг в
будущее? Будущее уже наступило мы просто
этого не заметили. С виду может показаться
что будущее так и не пришло
особенно если посмотреть в окно, но
на самом деле оно просто зашло с
другой стороны. Со стороны гаджетов о чем
100 лет назад сложно было даже
представить то что у нас есть сейчас
и россия не отстаёт от остального мира.
Будущее наступило, но наступила по
другому, а здание о которых мы говорили
тоже не остались в истории, они выполняли
свои функции в советское время, выполняют
и сейчас хлебозавод проработала 81 год и
за это время испек 5 628 1200
тонн хлеба, несколько лет назад его
перестроили в магазины, офисы и
апартаменты в доме Коммуна сейчас живут
студенты, правда в совсем других
условиях. Т.к. русакова сейчас это театр
Виктюка, то есть последние два даже
сохранили свою первоначальную функцию ну
а мы стали людьми будущего, но без
автоматизации нашей жизни которую
придумывало для нас советское государство,
мы стали людьми будущего другим путем.
Сегодня мы много работаем
независимо больше от погоды и урожая и
живем не в избах, а в высоких домах.
75 процентов россиян переехали в города,
в деревнях уже никого не осталось,
посмотрите на них когда
будете проезжать по трассе,
урбанизация пришла
ко всем и к американскому фермеру и
китайцу с рисовых полей и к русскому
крестьянину. Мы потомки тех самых
крестьян из которых сделали
рабочих заводов, а потом и работников
офиса. Сейчас нас не пытаются заставить
жить по строгим правилам, чтобы
мечтать и создавать нам нужна
свобода выбора — где жить, с кем быть и чем
заниматься. Подумайте об этом