Еще одной важной находкой стал четырехлистник в форме мальтийского креста с закругленными концами, также выполненными с филигранью и грануляцией, по сравнению с формой двух колец, упомянутых ранее.
Диадема с чеканными рисунками человеческих фигур и Львов, найденная в раскопках, напоминает диадему из Тоумба.
Гробница в Лефканди, а также золотая диадема в Фортеции.
Строились предположения, что это была гробница ближневосточного ювелира, основываясь на фактах, что между 9-м и 8-м веками до н. э. некоторые ближневосточные мастера прибыли в Грецию, осели, занимались своим ремеслом и учили этому местных.
Следовательно, сообщество восточных металлообработчиков, работающие от Критских покровителей, установлено, и семья владельцев усыпальницы, о которой идет речь, может являться частью этого сообщества.
На это указывало отложение горшков по обе стороны двери гробницы в качестве фундамента, типичного для Ближнего Востока, слитки необработанного материала как запас - характерно в торговле восточных ремесленников.
Однако были и другие предположения - фундаментные отложения были сделаны с целью защиты сооружения; необязательно у гробниц были владельцы; не нужно все относить исключительно к ближневосточной культуре. Судя по описанию найденных предметов, не все мотивы отражают Ближний Восток - прослеживаются и критские нотки.Наконец, необработанные материалы могут служить взвешенными единицами металла в качестве валюты.
Это правда, что доказательство инструментов имеет решающее значение для определения, был ли он мастером, но все же нельзя утверждать, что не был мастером, основанным на отрицательных доказательствах, так как, возможно, это был ювелир, чьи инструменты хранились в другом месте,когда его похоронили.
В то же время изучение обилия драгоценных материалов в гробнице (золото, серебро, горный хрусталь и янтарь) в сравнении к ограниченному распространению этих материалов приводит к заключению, что обитатели гробницы были критскими покровителями, элитой, кто имел доступ в мастерскую Текке и регулировал распространение упомянутых материалов. Эти мастера были, вероятно, ближневосточные металлообработчики, которые ввели методы филиграни и грануляции, забытые в Бронзовом веке Крита, и использовали критские материалы.
Даже если украшения предположительно были сделаны мастерами - финикийцами, судя по технике и некоторым мотивам, и они также жили и умирали в свое время в Кноссосе, данная конкретная могила могла быть местом захоронения критянина.
Наблюдения
В течение 9-го-7-го веков до нашей эры Кноссос, видимо, являлся торговым портом. Финикийские торговцы и ремесленники только присутствуют не только там, но и в других местах Эгейского моря, таких как Аттика и Лефканди. Эти места имеют общее свое расположение по морю, что облегчает доступ моряков.
За развитием торговли можно проследить, глядя на импорт, например, сирийско - палестинский кувшин, найденный в Лефканди, который напоминает кувшин из Китион на Кипре, или золотые украшения, сделанные с помощью метода филиграни и грануляции, найдены в Тоумба, в Лефканди, которые очень похожи на те, что найдены в Ханиале.
Гробница в Кноссосе указывает на связь с Финикией.
Также указывают финикийские торговые пути к Эгейскому морю и не только они. Внутренние маршруты также могут быть задокументированы при помощи некоторых восточных предметов,найденные в Элейтерне и Айдаине.
Предметы, такие, как циппи и египетские статуэтки, похоже, происходят от Кноссоса, а также от Коммоса на юге.
Таким образом, это были порты ввоза в Восточную Европу, через которые торговали и распространялись по внутренним маршрутам вокруг острова..
Вывод
Нет никаких сомнений в том, что остров Крит был очень важным пунктом остановки для финикийских купцов, идущих на запад, а также для финикийских мастеров, которые хотели здесь поселиться навсегда.
Кносс предоставил материал для поддержки присутствия и резиденций финикийских купцов и металлообработчиков.
Восточные украшения и металлические вазы в Текке,гробнице J и в Ханьяле, микенских гробницах указывает на то, что сообщество восточных торговцев и слесарей поселились в Кноссосе, и они, вероятно, были похоронены с некоторыми из их личных вещей.
Фаянсовые статуэтки, египетские божества показывают не только эту сторону развития торговли, но и также то, что вместе с торговлей передавались и восточные верования.
Погребальные статуи, идентифицированные как Циппи, доказывают, что финикийцы проживали на территории Кноссоса в течение значительного периода времени.
Тот факт, что финикийцы использовали другие предметы для пометки их могил, заставляет думать, что они знали об их существовании.
Быть похороненным на Северном кладбище Кноссоса было очень важно для иностранцев, так как это подразумевает, что они были приняты внутри общины и рассматривались как граждане с правами, а возможно, и обязанностями, хотя у них была иная культура. Эта культура, тем не менее, была в некоторой степени разделена с местными жителями, как часть процесса гибридизации и передача и трансформация практики и, в конечном счете, культуры.