Физкультминутки в начальной школе бесспорно полезны. Во время урока необходимо на небольшой промежуток времени устроить смену деятельности. Сейчас на просторах сети Интернет можно найти множество материала, чтобы провести интересную динамическую паузу.
Но не всегда физкультминутки удобны. Если она в стихотворной форме, то нужно её разучить с детьми. Если она под музыку и (или) запускается на видео, то необходимо время на её поиск или самостоятельное создание, а во время урока необходимо, чтобы всё работало без сбоев. Но сбои случаются. Например, старенький ноутбук не выдержит и отключится, на улице солнечно и всё отсвечивает, ноут флешку не прочитает, свет отключат и т.д. Как вариант, можно подключить к проведению физкультминуток самых активных учащихся.
Моя же частая проблема - после физкультминуток сложно вновь собрать внимание учеников. Больше всего это проявлялось в первом классе. Нужно потратить не менее пяти минут,а иногда и того больше, пока все вновь начнут включаться в учебную деятельность. Конечно, это сказывается на уроке, ведь не всегда получается выделить время на такие случаи. Однажды, когда техника вновь подвела, я решила попробовать динамическую паузу, связав её с закреплением материала. Она дала результат: ученики не так радикально отвлекались от темы урока и быстрее собрались после физкультминутки. Какие физкультминутки чаще всего проводила я:
- на два основных движения. Например, на математике учитель называет равенства или неравенства, а от того правильные они или нет зависит движение,которое выполнит ученик: присесть, подпрыгнуть, выполнить наклон, хлопнуть в ладоши и т.п. В первом классе при прохождении согласных и гласных можно называть слова, движение будет зависеть от того, на какую букву начинается слово. В классах постарше можно называть слова в которых есть или нет орфограммы, на изучение которой на данный момент направлен урок. При этом можно предоставить выбор движений самим детям. Мои ученики чаще всего любили хлопать в ладоши и прыгать.
- на 3 или 4 движения. По русскому языку удачно подойдёт работа с количеством слогов в слове. Например,если учитель называет слово из одного слога - то дети должны один раз хлопнуть в ладоши, из двух слогов - встать на носочки и вытянуть обе руки вверх, из трёх слогов - выполнить три прыжка и т.д. Таким же образом, можно работать с ударением в словах.
На самом деле по многим темам можно устроить такое небольшое закрепление с выполнением упражнений. Возможно, не всем классам подойдет, ведь каждый учитель ориентируется на своих ребят, на их способности и интерес к подобным физкультминуткам.
А как проводите физкультминутки вы?