Верфь располагалась на правом берегу реки Воронеж — между современными улицами Чернышевского и Большой Стрелецкой. Да-да, представьте себе, за 600 км от моря! Да не каких-то там утлых суденышек, а самых настоящих кораблей. Ибо Воронеж — колыбель российского военно-морского флота.
Строительство военных кораблей началось по воле Петра I перед Азовскими походами. Место было идеальное: в городе уже были небольшие верфи (по реке на стругах — грузовых лодках — сплавлялись товары для донских казаков), здесь жили спецы по судостроению, а в окрестностях росли могучие дубравы и корабельные сосны. Поначалу Азовская кампания снабжалась грузовыми галерами, затем к весне 1696 г. заложили уже боевые корабли: гребные галеры и два 36-пушечных галеаса — "Апостол Павел" (спущенный на воду в 1696 г.) и "Апостол Петр" (достраивали по дороге в Азов). Работами руководил непосредственно Петр I. В начале мая флотилия выступила в поход, и тогда же, в пути, их русское Высочество составило первый российский военно-морской устав — "Указ по галерам".
Не без помощи флота Азов был взят. Отныне выход в Азовское море был открыт. 20 октября 1696 г. в селе Преображенское Петр Великий принимает по истине судьбоносное решение, ставшее точкой отсчета истории российского ВМФ: "Морским судам быть!". Однако флот предстояло еще построить. И непросто весельные галеры и галеасы, способные курсировать вдоль берега, но полноценные морские парусные корабли для дальних походов и сражений. И царский выбор пал на Воронежскую верфь.
Порядок постройки кораблей регулировался указом от 4 ноября 1696 г. Ответственными за изготовление судов назначались землевладельцы, имевшие более 100 крестьянских дворов. Они объединялись в "кумпанства" и обязывались построить по одному кораблю с каждых 8—10 тыс. крестьянских дворов. Бедные дворяне, не имевшие 100 дворов, платили корабельный налог — по 50 коп. с каждого двора. Помощь государства ограничивалась в найме иностранных спецов и наделении правом на бесплатную вырубку леса.
К весне 1698 г. этаким макаром было изготовлено 52 военных судна. Однако качество их желало ждать лучшего: неопытные купцы и алчные помещики экономии ради сооружали корабли из сырой древесины. По мнению царя, место их было только в торговом флоте. Поэтому в 1700 г. кумпанства упразднили, а вместо них был учрежден госорган — Адмиралтейский приказ. Для частников вводился корабельный налог.
Воронежская верфь действовала до 1711 г. -- до печально известного Прутского похода, когда Россия потеряла выход в Азовское море. За время это время было возведено около 200 боевых кораблей, были заложены основы российского кораблестроения, а опыт организации использовался при устройстве судостроения в Питере.
Воронеж. 16.09.2018
Фото автора.