С момента своего создания в 1945 г. ЮНЕСКО играет центральную роль в поощрении защиты и сохранения культурного и природного наследия во всем мире, которое считается "выдающейся универсальной ценностью".
Конвенция ЮНЕСКО о всемирном наследии (1972 г.) обеспечивает правовую основу и основу для международного сотрудничества и координации деятельности по охране объектов наследия, расширяя при этом возможности Комитета всемирного наследия (КВН) в плане достижения его всеобъемлющих целей.
В число консультативных органов КВН входят Международный совет по охране памятников и исторических мест (ИКОМОС), профессиональная и научная негосударственная организация, осуществляющая мониторинг, инспектирование и подготовку докладов о состоянии объектов, включенных в Список всемирного наследия, и Международный центр по изучению вопросов сохранения и реставрации культурных ценностей (ИККРОМ), межправительственный орган, который предоставляет экспертные услуги в области методов реставрации, одновременно способствуя повышению осведомленности и осознанию важности сохранения культурного наследия в мире.
Нормативная деятельность осуществляется путем разработки международных документов, принятых 185 государствами - членами ЮНЕСКО.
К ним относятся Декларации, которые представляют собой моральные и политические обязательства; рекомендации, которые поощряют государства к принятию конкретного подхода к наследию; и конвенции, которые устанавливают юридически обязательные соглашения, заключаемые двумя или более государствами.
Такие оперативные руководящие принципы подкрепляются физическим присутствием ЮНЕСКО, будь то в форме национального бюро, регионального "кластерного" бюро или специализированной сети партнеров НПО и консультативных комитетов и советов.
Постоянные внутренние представительства при ЮНЕСКО и национальные комиссии обеспечивают надлежащую связь между правительствами штатов и центральным органом ЮНЕСКО.
Важно отметить, что ЮНЕСКО приняла инклюзивный подход к объектам наследия, используя для этого широкие определения, такие как культурные ценности, природное наследие, исторические районы и культурные ландшафты: памятники архитектуры, искусства или истории"; "группы зданий"; "исторические кварталы в городских или сельских населенных пунктах" и "сооружения и открытые пространства, включая археологические и палеонтологические объекты".
Из этих конвенций и протоколов видно, как этот подход вытекает из технических и исторических критериев и попыток сделать его инклюзивным.
Она не отдает предпочтения памятникам или артефактам одной культурной группы перед любыми другими.
Тем не менее, несмотря на все многообразие нормативных актов, в основе деятельности КВН лежит слабость, заключающаяся в том, что номинирование объекта находится в руках государства, на территории которого он находится, и поэтому конвенции не учитывают политический статус территории, находящейся под оккупацией.
Иерусалим
Первоначальная деятельность ЮНЕСКО в старом городе Иерусалима началась в 1967 г. на фоне растущей озабоченности арабских государств по поводу сноса Израилем квартала Муграби и начала широкомасштабных раскопок или "мифологических раскопок" в еврейском квартале и южной окраине Харам-эш-Шарифа.
Симона Рикка определила три основные фазы сотрудничества ЮНЕСКО с Иерусалимом с 1967 года.
- Первый этап, 1967-71 гг., ознаменовался разрывом отношений между ЮНЕСКО и правительством Израиля после отказа Израиля сотрудничать с ЮНЕСКО в области управления городским наследием.
- Второй этап, 1971-1990 гг., был связан с сближением с новым Специальным представителем профессором Рэймондом Лемэром, который восстановил отношения с правительством Израиля, но, возможно, в той мере, в какой миссия ЮНЕСКО по сохранению старого города Иерусалима была поставлена под угрозу.
- На третьем этапе (1990-1999 гг.) мнение Специального представителя было обходным, поскольку Исполнительный совет ЮНЕСКО попытался играть более активную роль в охране культурного наследия города.
- Можно выделить четвертую фазу с начала второй Интифады, в рамках которой ЮНЕСКО пытается привлечь все стороны к урегулированию споров, но при этом преисполнена решимости поддерживать хорошие отношения с израильским государством.
Для израильтян это является надлежащим признанием их роли в городе; с точки зрения палестинцев,