В последнее время стало модно рассуждать о появлении в России нового социального слоя – так называемого «креативного класса», который некоторые западные аналитики и наши доморощенные либералы поспешили объявить чуть ли не «надеждой России» и главной силой, способной повести страну к свободе и демократии. Однако, политический хаос последних десятилетий приучил нас относиться с осторожностью к любым новым политическим трендам и критически оценивать их перспективы. И если рассмотреть феномен «креативного класса» более внимательно, через лупу объективных исторических закономерностей, то неизбежно становится очевидной вся лживость и полная бессмысленность этого за уши притянутого определения. Причем развеять миф о «креативном классе» достаточно просто.
Прежде всего, необходимо напомнить, что само слово «креативный» в дословном переводе означает «творческий» и задаться вопросом: какое такое творчество предлагают нам представители этого модного «класса»?
Безумные пляски в храмах и публичные оргии в музеях – это творчество? Осквернение символов православия и советской эпохи – это творчество? Или, может быть, организация массовых беспорядков и драки с ОМОНом – это творчество? Нет и еще раз нет! Творчество, искусство призваны возвышать человеческую личность, совершенствовать ее, устанавливать моральные и нравственные ориентиры, к которым будет стремиться каждый человек и все общество в целом. Но когда мы видим некое действо, эксплуатирующее самые низменные человеческие инстинкты, направленное на разрушение культурных устоев, на удовлетворение мелочных амбиций некоторых неадекватных персонажей, мы не можем и не имеем права называть это творчеством и уж тем более одобрять или пропагандировать эти хулиганские выходки, унижающие человеческое достоинство.
Тех, кого сегодня с легкой руки некоторых недалеких журналистов принято относить к «креативному классу», я бы назвал скорее «ожиревшими бюргерами», но ожиревшими не в физическом смысле (телосложение-то у них может быть и вполне атлетическим), а в первую очередь, в смысле моральном и нравственном, так как истинные, исконные духовные ценности великой русской культуры у большинства этих бедолаг уже давно скрылись под многочисленными «жировыми наслоениями» обывательско-потребительского отношения к жизни: кредиты, квартиры, машины, айфоны, круизы, снова кредиты и так далее по кругу. И эта бесконечная погоня за фальшивыми ценностями потребительства убивает в человеке личность, формирует искаженное, извращенное, перевернутое мировоззрение и превращает человеческое сообщество в безумную, неуправляемую, склонную к панике толпу, которая более охотно воспринимает не научные факты и теории, а всякого рода абсурдные вероучения и мистические сказки, щедро подсовываемые Голливудом, религиозными сектами и прочими «фабриками грёз».
В таком обществе нет места творчеству, оно существует лишь для того, чтобы потреблять; подобно чёрной дыре, оно готово всосать и переварить бесконечно много ресурсов и материальных благ, но творить, изобретать, делать открытия, создавать новые духовные ценности и самосовершенствоваться оно не способно. «Общество потребления» подошло к пределу своего развития, и его дальнейший прогресс невозможен.
Именно поэтому «креативный класс» – это миф, его естественное зарождение в «обществе потребления» исключено и бессмысленно. Однако, с учетом той шумихи, которая усердно нагнетается вокруг этого мифа в зарубежных и отечественных либеральных СМИ, невольно напрашивается вывод о том, что на самом деле его появление не случайно. На самом деле, «креативный класс» – это масштабный геополитический проект, цель которого – расколоть российское общество и создать для либеральной элиты своеобразное «боевое крыло», призванное расшатать внутреннюю стабильность в стране и подготовить почву для силового свержения конституционного строя России.
Между тем, по существу, никаких принципиальных различий между нынешней власть имущей «элитой» и так называемой «либеральной оппозицией» нет. Единственное отличие заключается в том, что первые увлеченно занимаются «распиливанием» государственных бюджетов, а вторые не менее увлеченно стремятся занять место первых, чтобы продолжить заниматься тем же «распиливанием». Однако, по сути, их мировоззрение и их цели абсолютно одинаковы. Безграничная и безудержная жадность, безрассудное стремление к обладанию всеми возможными благами и привилегиями и при этом абсолютно хамское и наплевательское отношение к правам и интересам всех остальных людей – вот и весь их «креатив».
Поэтому смена нынешней коррумпированной бюрократии на так называемую «белоленточную» оппозицию совершенно бессмысленна; по сути, это лишь замена одной волчьей стаи на другую.
Предотвратить окончательное сваливание России в пропасть экономического кризиса и политической анархии может лишь одно: решительный и полный отказ от продолжения бесчеловечного «либерально-рыночного» эксперимента и возрождение в России плановой социалистической экономики и подлинно народной советской власти. Только социализм, органично связанный с древними коллективно-общинными традициями русского народа, и основанный на мощной философской научной базе марксистско-ленинского учения, способен вытащить Россию из помойной ямы коррумпированного уголовно-олигархического рынка и поставить на рельсы прогресса и процветания. Только коммунистическая научная теория, основанная на универсальных и неоспоримых диалектических законах общественного развития, способна вернуть России статус сверхдержавы, морального лидера, увлекающего за собой другие страны и народы.
И только после падения незримых оков кредитно-потребительского рабства и освобождения России от власти зеленого дьявола под названием «доллар США», будет возможно возрождение настоящего творчества, и взлет духовности народа, не связанного железными цепями «рейтингов» и «объемов продаж». Только стряхнув с себя наркотический дурман чужих ценностей и голливудских грёз, Россия сможет ощутить мощный прилив настоящего, народного «креатива» и неудержимо устремиться в будущее.
Тысячу раз был прав старик Маркс, когда писал, что «бытие определяет сознание». И сегодня эта истина актуальна, как никогда.